02.08.2006

Российско-китайская «Дружба». Pуководитель ФТС Андрей Бельянинов открыл первый китайский таможенный терминал "Дружба"



Вчера руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов открыл первый китайский таможенный терминал "Дружба", который построен в Подмосковье на территории свободной экономической зоны "Шерризон". На нем будут растаможиваться китайские участники ВЭД, чью законопослушность гарантируют власти Китая. Эксперты прогнозируют, что через некоторое время здесь же откроются терминалы Франции, Турции и Германии.

Принадлежащий китайскому государственному предприятию "Центр развития торговли и управления инвестициями в Европу" терминал "Дружба" был построен в Московской области в свободной экономической зоне "Шерризон" в 500 м от аэропорта Шереметьево-1. По словам главы представительства центра Цай Гуджу, объем инвестиций в строительство терминала составил $10 млн, а общая площадь складских помещений - 8 тыс. кв. м.

Создание терминала, обещают его владельцы, будет способствовать сокращению доли "серого" импорта из Китая. По словам посла Китая в России Лю Гучан, гарантии соблюдения российского законодательства предоставят непосредственно власти республики. Плюс к этому китайские компании смогут сократить свои издержки, связанные с растаможкой товаров: так, стоимость услуг этого терминала будет ниже, чем на российских. При этом специальных таможенных льгот пользователям терминала предоставлено не будет.

Открывая терминал, глава ФТС Андрей Бельянинов отметил, что он будет ориентирован на ведущих китайских экспортеров. По его словам, работа терминала будет основана на применении передовых технологий, таких как электронное декларирование и предварительное информирование. Терминал совместит в себе сразу несколько функций: склада временного хранения (СВХ), зону таможенного контроля и зал таможенного оформления. Глава ФТС подчеркнул, что склад уже включен в реестр владельцев СВХ (сейчас в нем значится 850 складов.- "Бизнес").

"Дружба" далеко не первый терминал, который иностранцы открыли в России. Его отличие от уже действующих терминалов состоит в том, что он не привязан к конкретной компании, подчеркнула советник начальника управления таможенного сотрудничества ФТС Любовь Бурлева. По ее словам, до сих пор терминалы, открытые западными компаниями в России, обслуживали конкретные предприятия, например ИКЕА, "Автофрамос".

"Это первый опыт, когда на таком терминале будут растаможиваться несколько компаний",- отметила она.

Впрочем, перечень этих фирм все же будет закрытым.

И пока непонятно, каким критериям должны соответствовать компании, чтобы получить право работать на терминале "Дружба". Известно лишь, что таможенную очистку здесь будут проходить такие группы товаров, как стройматериалы, промышленный текстиль, спецодежда и др. Ожидается, что объем грузового потока через "Дружбу" составит 30 тыс. тонн в месяц. При этом Лю Гучан уточнил, что терминал рассчитан на обслуживание 100 контейнеров в день.

На территории этой зоны также строятся немецкий, турецкий и французский терминалы. Это связано с тем, что иностранные инвесторы заинтересованы в открытии подобного рода объектов, говорят эксперты. "Количество терминалов не отвечает потребностям иностранцев. Кроме того, их не устраивает качество складских услуг,- констатирует начальник брокерского отдела STS Logistics Сергей Фалин.- А у российских компаний нет финансовой возможности строить склады, особенно самые востребованные - категории А, на которых предусмотрено автоматизированное ведение учета и получения заказов".

АРИНА ШАРИПОВА, ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Деловая газета "Бизнес"