02.08.2006

Москва столбит областное небо. Московское правительство одобрило программу развития региональных авиаперевозок



По планам разработчиков, к 2010 году объем рынка достигнет $600 млн, при этом бюджетные инвестиции в проект составят около 1,3 млрд руб.
Аналитики считают, что идея московских властей перспективна, но при таких низких объемах бюджетного финансирования никто не будет инвестировать в этот бизнес.
Правительство Москвы одобрило Городскую целевую программу возрождения и развития региональных авиаперевозок с использованием малой авиации на 2006-2010 годы. До конца сентября программа будет внесена на рассмотрение Московской городской думой. В рамках программы будет создано государственное учреждение "Московские авиационные услуги". Управление проектом и координацию возьмет на себя специально созданная управляющая компания, участники и инвесторы для которой будут привлекаться в рамках открытого конкурса.
На первом этапе реализации программы будет создано не менее пяти вертолетных комплексов, в том числе на базе Внукова, Шереметьева и Домодедова, а также три региональных аэропорта для малых воздушных судов в пределах Центрального федерального округа. Предусмотрено три радиуса доступности: до 25 км от МКАД, около 100 км и 300 км от Москвы. К 2008 году планируется сформировать не менее 10 маршрутов вокруг Москвы. Второй этап предусматривает развитие системы региональных перевозок, расширение наземной инфраструктурной сети, географии полетов, увеличение количества эксплуатантов и воздушных судов. До 2010 года будет создано не менее 17 вертодромов и аэродромов, с которых будут осуществляться рейсы по более чем 16 маршрутам.
Общий объем парка воздушных судов увеличится с 11 единиц техники в 2006 году до 250 в 2010-м. По мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Олега Судакова, цифра слишком амбициозная. "Я не уверен, что рынок это переварит, ведь услуга относительно новая",- говорит он.
Средства в реализацию программы запланированы в размере 1,27 млрд руб. из городского бюджета и 11,12 млрд руб.- из внебюджетных источников. По мнению гендиректора компании Infomost Бориса Рыбака, финансирование программы недостаточно. "Такая пропорция бюджетного и внебюджетногофинансирования нереальна. В этот низкорентабельный бизнес никто вкладываться не будет",- говорит аналитик. По его мнению, бюджет должен выделить как минимум 40% финансирования программы.
Разработчики программы прогнозируют, что объем рынка околомосковских перевозок в 2006 году составит 268 млн руб., а в 2010-м - 16 046 млн руб. Борис Рыбак оценивает этот рынок в $250 млн в год.
"Достичь его можно года через три, и то при условии достаточных бюджетных инвестиций",- сообщает аналитик.
Стратегическими коммерческими партнерами программы являются принадлежащие Москве аэропорт Внуково, авиакомпания "Атлант-Союз", а также UTair, располагающий большим вертолетным парком. Однако, как рассказал "Бизнесу" источник, близкий к разработке проекта, программа открыта для всех авиаперевозчиков - московские власти будут заниматься только координацией потоков исходя из потребностей пассажиров. По мнению Бориса Рыбака, едва ли на предложенных условиях авиакомпании захотят войти в этот проект. "Эти перевозки крайне малорентабельны. UTair и "Атлант-союз", видимо, надеются на субсидии от государства",- считает Борис Рыбак.
При этом саму идею создания региональных перевозок вокруг Москвы аналитики оценивают как своевременную. "Этот рынок совсем не развит, и здесь есть хорошие перспективы. Москва - город богатый, и чтобы избежать пробок, кто-то предпочтет перемещаться быстрее",- рассуждает Олег Судаков. По его словам, спрос на эти услуги будет очень эластичен по цене. Если стоимость полета на небольшие расстояния превысит $100, набрать достаточный пассажиропоток будет сложно.

АННА БАЖИНА

Деловая газета "Бизнес"