28.07.2006

Читайте ушами. Российский рынок аудиокниг стремительно развивается



Люди пока воспринимают слова, написанные на бумаге, но все больше попадают под обаяние звучащего слова

Рынок аудиокниг в России — сказочный младенец, который растет не по дням, а по часам. Примерно в эти дни ребеночку исполняется 4 года. Компании, выпускающие аудиокниги, годовщину рассчитывают очень просто: где-то к середине 2002-го аудиоаппаратуры, поддерживающей формат mp3, в России оказалось вполне достаточно для того, чтобы выпуск mp3-книг стал рентабельным. Ведь формат, сжимающий файлы, позволил записать на один диск целую книгу (объемом примерно в 400 страниц и 13 часов звучания), а не разбивать ее на 10-12 CD. Сегодня цена на mp3-книжку колеблется от 100 до 200 рублей.

Второе событие, подстегнувшее рынок аудиокниг, случилось 31 января 2006 года. Именно в этот день на своей ежегодной пресс-конференции Владимир Путин отметил, что аудиолитература — “очень хорошая форма” познания и что сам он слушает “Курс русской истории” Василия Ключевского. Покупатели среагировали мгновенно. Продажи аудиокниг с лекциями Ключевского резко поползли вверх, за февраль-март был продан годовой тираж (1000 экземпляров), однако и сейчас по версии интернет-магазина Ozon.ru Ключевский входит в первую десятку самых продаваемых аудиокниг. “Ключевский потянул за собой Карамзина и Соловьева, их тоже стали покупать гораздо активнее, — радуется руководитель проекта "Аудиокнига" издательства "Ардис" Василий Лядов. — Лучше Путина нас никто не пиарил!”

Но продается не только Ключевский. Сейчас изданы около двух тысяч названий “говорящих книг” (4 года назад была примерно сотня). Среди них мировая классика, современные бестселлеры, детские аудиоспектакли, деловая литература. Большим спросом пользуются двуязычные и англоязычные диски, записанные носителями языка: многомесячный бестселлер издательства “Сидиком” — рассказы О. Генри по-английски, “Ардиса” — “Алиса в Стране чудес”.

И все же еще охотнее покупают русскую классику: “Двенадцать стульев” и рассказы Чехова за последние 3 года переиздавались компанией “Ардис” 6 раз, а “Мертвые души” — 7. После выхода телесериалов повышенным спросом пользуются “Золотой теленок”, “Поэмы и стихи” Есенина, “Доктор Живаго” и, конечно, “Мастер и Маргарита”, причем каждая компания предлагает собственную аудиоверсию романа Булгакова. Издательский дом “Союз”, например, недавно записав “Мастера и Маргариту” наново, выпустил ее на 14 дисках в упаковке, имитирующей переплет ручной работы (цена 1500-2000 руб.). “Мы записали книгу на компакт-диски, так как предполагали, что ее будут слушать в дорогих машинах, магнитолы которых не поддерживают mp3. Запад недолюбливает этот формат из-за неидеального качества звука”, — поясняет президент “Союза” Владимир Воробьев. Очевидно, что попытка выделить среди аудиокниг самые престижные восходит к традиции печатных эксклюзивных изданий в коже и золоте.



Майя Кучерская далее...

Ведомости