28.07.2006

Особые экономические итоги, Герман Греф отчитался о работе ОЭЗ



Правительство подвело первые итоги работы по созданию особых экономических зон. Безуспешно продвигавший этот проект несколько лет министр экономического развития и торговли Герман Греф называет его более чем успешным. Довольны и предприниматели: часть из них уже начали работать в ОЭЗ, даже не дожидаясь, пока государство завершит строительство инфраструктуры. Для того чтобы окончательно отпраздновать триумф, главе МЭРТ осталось договориться с министром финансов Алексеем Кудриным, упорно не желающим согласовывать проект закона об ОЭЗ портового типа.

Свой доклад на вчерашнем заседании правительства Герман Греф начал сразу после того, как первый вице-премьер Дмитрий Медведев вручил генеральному директору "Северсталь-авто" Вадиму Швецову свидетельство резидента ОЭЗ в Елабуге.

Министру есть чем похвастаться: некоторые компании, по его словам, уже начали работать в ОЭЗ. И это при том, что формирование инфраструктуры в зонах, по данным Грефа, завершится лишь к концу 2007 года.

Однако это не помешало четырем предприятиям вложить 4 млрд руб. в промышленнопроизводственную ОЭЗ Липецкой области. По мнению экспертов, подобная спешка инвесторов лишний раз подтверждает их интерес развивать производство на территории ОЭЗ.

"Государство создает инфраструктуру, чтобы привлечь инвесторов. Если предприниматели вкладывают деньги там, где еще нет инфраструктуры, это значит, что проект под названием "Особые экономические зоны" уже можно назвать успешным с точки зрения привлечения инвестиций",- говорит заместитель генерального директора ООО "Финэкспертиза" Агван Микаелян. В данном случае бизнес оказался более мобильным и уже начал осваивать свою часть проекта, добавляет директор Центра макроэкономических исследований БДО "Юникон" Елена Матросова.

Не следующем этапе реализации проекта ОЭЗ следует как можно быстрее провести конкурс на туристическо-рекреационные зоны и приступить к созданию портовых зон, утверждает Греф. С рекреационными зонами вопрос практически решен - как и предполагал "Бизнес" в номере от 26 июля, на следующей неделе уже может начаться прием заявокна конкурс между регионами на право создания ОЭЗ этого типа.

"Сильными претендентами на создание таких зон являются Черноморское побережье, Кавказские Минеральные Воды, регионы Алтая и Байкала",- говорит Греф. По мнению Агвана Микаеляна, этот список можно было бы дополнить регионом, имеющим историческую ценность, например каким-нибудь городом Золотого кольца. "При прочих равных условиях наибольшие шансы у заявки на создание ОЭЗ около озера Байкал - как перспективного, но слаборазвитого в туристическом плане региона, и у Черноморского побережья - как наиболее развитого и легче реализуемого проекта",- добавляет Матросова.

Хуже обстоят дела с портовыми зонами. "По этому вопросу c Алексеем Кудриным (министр финансов.- "Бизнес") пока мы не договорились, но перспективы - позитивные, вопрос будет согласован, и осенью законопроект будет принят",- сообщил вчера Греф, добавив, что на согласование этого вопроса потребуется "пара недель". Откладывать его решение нельзя, уверены эксперты. "Во всем мире сейчас стараются создавать мультимодальные терминалы, которые объединяют в себе порт, аэропорт и железнодорожную станцию. Россия пока не имеет ни одного такого терминала, и без модернизации портов построить его не получится",- считает Агван Микаелян.

АЛЕКСЕЙ САВКИН

Деловая газета "Бизнес"