28.07.2006

Русская эйфория в программе Венеции



Объявленная программа 63-го Венецианского кинофестиваля стала сенсацией и настоящим подарком. Целых три фильма наших соотечественников представлены в самых престижных программах. В конкурс отобрана "Эйфория" Ивана Вырыпаева, в секцию "Горизонты" – "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, а "Острову" Павла Лунгина отведена почетная миссия закрывать фестиваль. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.


Фильм-дебют Ивана Вырыпаева (человека, хоть и известного в театральных кругах, но новичка в кино) включен в главный конкурс наряду с картинами Алена Рене, Джанни Амелио, Даррена Аранофски, Стивена Фрирза, Альфонсо Куарона и других всемирно знаменитых режиссеров. Дебютные ленты вообще крайне редко попадают в эту программу (в этом году их всего две), тем более труден путь в конкурс для дебютантов из России.

"Эйфория" – жесткая любовная драма, показанная на "Кинотавре" в Сочи, расколола кинообщественность: одни сочли ее язык (не только матерно-простонародный, но и стилизованный кинематографический) художественным прорывом, другие – эпатажем и конъюнктурой. Венеция сказала свое "да", теперь последнее слово за жюри, которое возглавит Катрин Денев, кстати, поклонница русских фильмов. Кроме нее, в жюри войдут среди прочих Бигас Луна, Пауло Бранко и Микеле Плачидо.

Впервые в Венеции будет представлен фильм Павла Лунгина – режиссера преимущественно "каннского". "Остров" и не похож на народные комедии того же автора вроде "Свадьбы" и "Бедных родственников". По трагизму темы (отшельник в монастыре искупает страшный грех молодости) и по характеру пейзажа (Белое море) фильм перекликается с "Эйфорией", где тоже большую роль в сюжете играет водная стихия. Так что и название третьей русской картины "Свободное плавание" выглядит символическим.

"Свободное плавание" Бориса Хлебникова – тоже о беспределе, но, в отличие от Вырыпаева, Хлебников (точно в русле европейского арт-хауса) озабочен социальными мотивами, в частности, охватившей провинцию безработицей. Фактически это тоже дебютная картина, поскольку предыдущий фильм – снискавший международный успех "Коктебель" – был снят Хлебниковым в соавторстве с Алексеем Попогребским. Однако с формальной точки зрения "Свободное плавание", включенное в программу "Горизонты" (в ней тоже есть свои награды), не может претендовать на дебютный приз, в отличие от "Эйфории", которая, таким образом, будет представлена в двух самых выигрышных номинациях. Присуждать "Льва будущего" – Приз Дино де Лаурентиса за лучший дебют, сопровождаемый солидной денежной суммой,– будет жюри в составе Паулы Вагнер, Мохсена Махмалбафа, Гильермо Дель Торо, Стефании Рокка и вашего корреспондента. Российские представители – это тоже говорит о рейтинге нашего кино – будут участвовать в раздаче почти всех призов: в главное жюри приглашена Чулпан Хаматова, в жюри короткометражного конкурса – Алексей Федорченко. Кроме того, в программе заявлена ретроспектива из 18 мюзиклов под интригующим названием "Тайная история русского кино". Директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер на днях приедет в Москву и проведет по этой программе пресс-конференцию.

Специальными событиями фестиваля станут внеконкурсные показы фильмов "Красавица навсегда" Мануэля де Оливейры, "Всемирный торговый центр" Оливера Стоуна и "Внутренняя империя" Дэвида Линча. Последнему будет вручен "Золотой лев" за карьеру. Откроется венецианская Мостра 30 августа психотриллером Брайана де Пальмы "Черная орхидея" (по одноименному роману Джеймса Эллроя, автора "Секретов Лос-Анджелеса") и с участием Скарлетт Йоханссон, Джоша Хартнетта и Хилари Суонк. Это фильм о страсти, любви, продажности, алчности и порочности, основанный на реальной истории убийства голливудской старлетки, потрясшего Соединенные Штаты в 1947 году, ставшего городской легендой и до сих пор остающегося нераскрытым.

Теперь уже понятно, что Венецианский фестиваль по степени интереса и внимания к российскому кино занял место, некогда принадлежавшее Берлинскому. Три года назад здесь, на Лидо, взошла звезда Андрея Звягинцева, чье "Возвращение" завоевало сразу двух "Львов" – золотого за лучший фильм и "Льва будущего" за лучший дебют. Успешен был и "Последний поезд" Алексея Германа-младшего, занявший вторую строку в дебютной номинации. В прошлом году в конкурсе участвовал его же "Гарпастум", а "Первые на Луне" Алексея Федорченко были признаны лучшими в секции "Горизонты". В Венеции состоялась премьера радикального фильма "4" Ильи Хржановского: все это вместе взятое означает, что фестиваль сделал ставку на новое кино из России.

АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ



Павел Лунгин: это просто фильм о том, что Бог есть

ПАВЕЛ ЛУНГИН, только что узнавший о том, что его фильм "Остров" будет закрывать Венецианский фестиваль, уже на пути в Испанию – на выбор натуры для следующей картины. Перед отлетом с режиссером побеседовал АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

– Чем объяснить "религиозный" поворот в вашем творчестве?

– Даже и сам не знаю. Это просто фильм о том, что Бог есть. Приходит время, когда это становится важным. Кроме того, я пытаюсь открывать новые жанры для кино, в данном случае жанр жития. Фильм снят – не в моей обычной манере – оператором Андреем Жигаловым, который работал на "Кукушке".

– Получается, что для вас это какой-то отдельный фильм...

– Совершенно отдельный. В эпоху перемен, "Такси-блюза", я пытался свидетельствовать о времени, фиксировать его. Сейчас такое чувство, что время перемен закончилось и обществу пора задуматься о вечности, о грехе и совести. В азарте погони за успехом и деньгами эти вещи ушли из нашей жизни. Но люди не могут существовать только во имя материальных ценностей. Я предпринял попытку рационализировать то, про что думаешь и чего тебе на самом деле хочется.

– Этого же хотелось и другим создателям, участникам фильма?

– Процесс съемок был необыкновенным и для актеров тоже. Мы все вместе как будто прожили особую жизнь на Белом море. Петр Мамонов сам потом говорил, что изменился после этой роли, что в нем появилась какая-то светлая успокоенность. Хотя его спектакли бывают экстремальными, но сам он – человек воцерковленный, глубоко верующий.

– Вы не встречались с Петром Мамоновым со времен фильма "Такси-блюз"?

– Нет. Но лицо его по-прежнему настолько удивительно, что я не представляю другого актера на его месте.

– Для вас этот фильм особый. А для российского кино? Образы священников появились недавно в картинах "Странник", "Живой" и у вас в "Острове", их играют популярные у молодежи артисты – Дюжев, Сухоруков, Чадов. Нет ли в этом тенденции?

– Не забудем и фильм "Возвращение". Речь идет не обязательно про религию, а про жизнь и место человека в мире. Не про догматы церковные.

– А в международном контексте как вы позиционируете свою картину?

– У нас кино развивается, как всегда, немножко перпендикулярно мировому кинопроцессу. По подбору фильмов на последнем Каннском фестивале возникло ощущение чуть ли не возврата к соцреализму. Наши фильмы 60-х годов были бы сейчас на Западе восприняты, будь они сняты сегодня. Все опять обсуждают проблемы социальной несправедливости, выживания маленького человека. На Западе сейчас нет новых идей, неизвестно и непонятно, куда движется общество. И неизбежно встает вопрос о существовании души, даже, я бы сказал, с духовно-мистическим оттенком.

– Значит ли это, что ваш фильм попал "в струю"?

– Не знаю. Возможно, для сегодняшнего момента он покажется слишком радикальным. Но в перспективе... Засилье индивидуализма, доведение до логического конца идеи личной свободы привело к триумфу эгоизма. В результате мы вынуждены вернуться к, казалось бы, решенным дилеммам. Когда, почему, на какой основе человек делает что-то вопреки своей выгоде, по внутренним убеждениям, а не согласно внешним интересам – вот основополагающий вопрос.




КоммерсантЪ