28.07.2006

Турагентства уходят в виртуальные сети



Слияние сетей турагентств "Магазин горящих путевок" и "Куда.ru" дало толчок консолидации в туристической рознице, в том числе и виртуальной. Виртуальными альянсами туроператоры называют объединения агентств, которые начинают работать под одной вывеской, не объединяя при этом систему бронирования, платежей и расчетов. Их главная цель- выбить из операторов повышенную комиссию - 11-13% вместо 10%.
Завершившееся в мае слияние крупнейших турагентских сетей "Куда.ru" и "Магазин горящих путевок" дало толчок к консолидации автономных туристических агентств в альтернативные сети. В июне под эгидой отраслевого издательского дома "Банко" образовалось "Объединение туристических агентств ТБГ", куда на момент сдачи номера вошло 101 независимое агентство из Москвы и регионов.
В июле турагентства, вышедшие из состава сети "Куда.ru", объединились во франчайзинговую сеть "Мастер отдыха" (об этом "Бизнес писал 13 июля).
На днях стало известно о появлении еще двух сетевых структур. На рынке возникла управляющая компания "Супер тур", запустившая франчайзинговую программу одноименной сети. Одновременно турагентство "Ихолд" объявило о создании сети "Ассоциация независимых туристических агентств". Как рассказала "Бизнесу" коммерческий директор УК "Супер тур" Евгения Логинова, компания образовалась в конце года, объединив четыре агентства в Москве. "Сейчас мы ведем переговоры о вступлении в сеть "Супер тур" с несколькими агентствами в Москве и регионах. К концу года в сеть планируется привлечь 50 агентств",- говорит Логинова.
В "Ихолде", по словам координатора проекта Ольги Грозовой, планируют открыть по одному агентству возле каждой станции Московского метрополитена, сейчас же на вход в объединение дали согласие 13 столичных агентств.
Обе компании подчеркивают, что не намерены вводить в сети единую систему бронирования, платежей и расчетов, принятую в ведущих турагентских сетях. По мнению экспертов, подобного рода альянсы с реальными розничными сетями турагентств роднит только общая вывеска.
"Появление таких "сетей" - тенденция последнего времени. Всем агентствам хочется получать повышенную комиссиюот туроператоров, но до работы в реальной франчайзинговой структуре вроде "Магазина горящих путевок" многие недотягивают по ряду показателей. Вот и объединяются в так называемые виртуальные сети: никакого контроля над агентствами нет, они просто вымогают у операторов бонусы",- комментирует коммерческий директор "Магазина путешествий" Александр Преображенский. С ним соглашается директор по продажам "Натали турс" Михаил Лапшин: "Агентства создают так называемые сети с единственной целью- выбить из туроператоров повышенную комиссию за продажу туров (11-13% от стоимости путевки против обычных 10%.- "Бизнес"). Это похоже на рэкет и начинает раздражать".
Туроператоры, в свою очередь, не желают повышать комиссию даже раскрученным сетям, свидетельствует вицепрезидент туристического информационного холдинга "Банко" Дмитрий Даниленко: "Для операторов ключевой фактор для повышения комиссии - не количество агентств, а срок работы и объемы продаж его продукта". Но даже давним партнерам туроператоры иногда отказывают в повышении комиссии: как сообщил "Бизнесу" один из топ-менеджеров туроператора "Тез тур", недавно компания отказалась повысить комиссию сети "Куда.ru", мотивируя это недостаточными объемами продаж "Тез тура" в сети в нынешнем сезоне.
Так что агентствам, которым компания "Супер тур" гарантирует повышенную комиссию от оператора всего за 2 тыс. руб. в месяц, стоит задуматься, резюмирует Дмитрий Даниленко из "Банко".

МАРИЯ ПЛИС

Деловая газета "Бизнес"