24.07.2006

НРК поддержит европейскую авиапромышленность. Компания приобретает двадцать самолетов Airbus

Национальная резервная корпорация (НРК) объявила о заключении с европейским авиастроительным концерном Airbus соглашения о покупке 20 самолетов семейства A320 и A321. Конечным получателем машин в 2009-2011 годах станет немецкая авиакомпания Blue Wings, долю в которой недавно приобрела НРК, а также, возможно, новый перевозчик, создаваемый ею в России. Сумму сделки стороны не раскрывают. По каталожным расценкам на A320 и A321 она может составить около $1,4 млрд. Однако соглашение подписано в непростое для Airbus время, и НРК удалось получить существенный дисконт. По данным Ъ, в итоге корпорация заплатит за самолеты менее $1 млрд.

В пятницу на авиасалоне Farnborough International Airshow 2006 швейцарская дочерняя структура НРК, компания Alpstream AG, немецкая авиакомпания Blue Wings (НРК в конце июня приобрела 49% ее акций) и Airbus подписали соглашение о по приобретению 20 самолетов A320 и A321. Как уточнил Ъ гендиректор НРК Анатолий Данилицкий, речь идет пока о декларации о намерениях, твердый контракт должен быть заключен до 29 сентября. К этому моменту определится и точное количество покупаемых самолетов – господин Данилицкий отмечает, что оно может быть чуть больше или чуть меньше двадцати, о которых говорится сейчас.

Поставки начнутся в 2009 году и завершатся в 2011 году. Владельцем самолетов будет Alpstream, которая передаст их на тех или иных условиях (схема еще не определена) Blue Wings. Анатолий Данилицкий подтвердил, что часть самолетов может получить новая российская авиакомпания, которую НРК хочет создать до конца года (см. Ъ от 18 февраля). Однако этот вопрос пока не решен окончательно. Отметим, что НРК является совладельцем лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко", которая пытается активно продвигать российские самолеты, занимаясь, в частности, поставками Ил-96-300 и Ту-204. Соглашение о покупке самолетов Airbus явно диссонирует с этим направлением деятельности НРК. Однако господин Данилицкий уверяет, что конфликта интересов тут нет – по мнению главы НРК, A320 и A321 не имеют аналогов в России. При этом топ-менеджер признает, что по качеству и экономической эффективности европейские самолеты также несопоставимы с отечественными машинами.

В НРК поясняют выбор Airbus, во-первых, согласованием с руководством и другими акционерами Blue Wings, во-вторых, тем, что считают семейство A320/A321 лучшими на данный момент самолетами в своем классе. По оценкам европейских экспертов, исходя из каталожной стоимости A320 и A321 сумма сделки составила около €1,4 млрд. Однако соглашение заключено на фоне существенного падения объемов производства и продаж Airbus. Для компании сейчас очень важно резко увеличить количество заказов, поэтому все покупатели, заключившие контракты в Фарнборо (см. справку), получили от Airbus существенные скидки. Господин Данилицкий подтверждает, что "условия сделки для НРК очень привлекательны". Источники, близкие к НРК, называют сумму €1 млрд. Однако, по данным Ъ, она может быть еще меньше. РЕНАТА Ъ-ЯМБАЕВА

Итоги Farnborough International Airshow-2006

Вчера в лондонском пригороде Фарнборо завершился авиасалон Farnborough International Airshow-2006. В ходе него было заключено контрактов более чем на $40 млрд. Основная борьба развернулась между европейской Airbus и американской Boeing. По итогам выставки победу одержал Boeing, заключивший жесткие контракты на 72 самолета ($9,1 млрд). Крупнейший объявленный контракт тоже пришелся на Boeing: компания Quatar Airways подтвердила намерение купить 20 Boeing 777 ($4,9 млрд). Но по количеству анонсированных жестких и предварительных контрактов верх взял Airbus: к концу авиашоу компания объявила о заказах на 182 самолета на общую сумму $21,5 млрд.

Победа была очень важна для Airbus после недавнего скандала с акциями компании и объявления о новой полугодовой задержке с самолетом A380. Кроме того, Airbus объявил о кардинальном пересмотре проекта дальнемагистрального A350 по требованию основного заказчика, международной лизинговой компании ILFC. Это дало результат – 20 новых A350 XWB решил купить Сингапур, заказавший также еще 9 A380. У Boeing в Фарнборо также произошел важный прорыв. Авиакомпания Emirates решила купить 10 новых грузовых Boeing 747-8F на $2,8 млрд.

Помимо войны за контракты в Фарнборо шли брэндовые бои. Наиболее громкими эпитетами наделялись как раз существующие только на бумаге машины. Так, тот же новый A350 XWB был окрещен "экстрасамолетом". В свою очередь, российская компания "Сухой" переименовала свой проект регионального самолета RRG в "Сухой-100 SuperJet". Однако и "экстра" и "супер" присутствовали на авиашоу только в виде моделей и макетов отдельных частей.

Важной новостью в Фарнборо стало возвращение в программу полетов российской авиатехники. Шесть лет наши самолеты не летали в небе Англии, опасаясь ареста со стороны швейцарской фирмы Noga. В этом году угроза исчезла, и на выставку прилетел новейший многофункциональный истребитель МиГ-29ОВТ. Он участвует в тендере минобороны Индии на закупку 126 средних истребителей на сумму более $5 млрд. Поэтому РСК МиГ старается не пропустить ни одного крупного авиашоу, чтобы показать свой продукт потенциальному покупателю. Главная демонстрация МиГ-29ОВТ состоится в будущем феврале на авиавыставке в индийском Бангалоре. Крупнейший же российский анонс сделал в Фарнборо глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов, сообщивший, что в ближайший вторник в ходе визита в Москву президента Венесуэлы Уго Чавеса будет парафирован уже подписанный контракт на поставку 24 истребителей Су-30МК2. Первые машины, собранные в Комсомольске-на-Амуре, поступят в Венесуэлу в конце года.

КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ, Лондон

КоммерсантЪ