14.07.2006

"Атлас" войны. Алкогольный рынок встретился с разработчиками ЕГАИС госрегулирование



В Президент-отеле вчера состоялась закрытая встреча представителей ФГУП "Атлас" (разработчик Единой государственной автоматизированной информационной системы, ЕГАИС) с представителями алкогольного рынка. Как сообщили Ъ участники встречи, представители "Атласа" признали наличие в системе недоработок, но внятных ответов на вопрос, когда ЕГАИС, а вместе с ней и вся отрасль начнет нормально функционировать, так и не дали. По мнению экспертов, ситуация, когда работа всего рынка зависит от одной госструктуры, может закончиться его переделом в пользу компаний с сильным административным ресурсом.

По информации Ъ, во встрече приняли участие около 150 человек, представляющих интересы 120 компаний-производителей и торговцев алкогольной продукцией. Со стороны "Атласа" в Президент-отель прибыли директор региональной дирекции ФГУП "НТЦ 'Атлас'" Владимир Казак, генеральный директор ООО "СМ Трейд" (генподрядчик "Атласа" в Москве) Владимир Гапоненко, а также глава управления санкт-петербургского филиала "Атласа" Виталий Головко. Встреча, продолжавшаяся более двух часов, практически сразу переросла в стихийный митинг. "Я, конечно, отдаю должное смелости представителей 'Атласа', потому что с самого начала было понятно, что их просто порвут. Если бы не усиленная охрана мероприятия, то так бы и произошло,– делится впечатлениями один из участников встречи.– Особенно после того как участники рынка не получили ответ на самый животрепещущий вопрос: 'Когда система начнет нормально функционировать и все смогут приступить к работе?'". Более того, как заявил Владимир Казак, "сначала правительство должно принять положение 'Об утверждении порядка функционирования ЕГАИС', после чего станет понятно, как система должна работать".

Между тем от нормального функционирования ЕГАИС зависит, без преувеличения, судьба всего алкогольного рынка. С нового года все производители и импортеры алкогольной продукции, а с 1 июля и все оптовые торговцы обязаны пользоваться ЕГАИС. Сначала это привело к остановке производства, потом к исчезновению из розничной продажи оклеенных старыми акцизными марками импортных напитков. Теперь оптовые склады не могут ни принимать, ни отпускать любой алкоголь. В итоге, как полагают участники рынка, через полтора-два месяца в рознице закончится и отечественная продукция.

"У нас нет информации, где взять новые релизы программы, нет нормативной базы, когда нужно отправлять информацию в ЕГАИС об отгрузке, постоянно виснут серверы",– сетовал представитель компании "Лудинг". В ответ глава управления санкт-петербургского филиала "Атласа" Виталий Головко заявил, что новые версии программы появятся на сервере "Атласа", с зависанием серверов компания борется, а информацию об отгрузке можно отправлять в течение трех дней. "Мы вчера были на одном предприятии-производителе и сами убедились, что все работает",– отметил господин Головко. "Поднимите руку, у кого все работает!" – крикнул кто-то из зала. Руки подняли только четыре человека. Причем один из них, представитель комбината РИСП, заявил, что работает "система очень плохо". "Да у нас грузовик быстрее до 'Метро Кэш энд Керри' доходит, чем электронная накладная",– заявил он.

По различным оценкам, ежедневно убытки только московских оптовиков (около 300 компаний) от простоя оцениваются в $25-27 млн. Производители, которым пришлось снизить объемы отгрузки, чтобы не затоваривать склады дистрибуторов, также несут убытки. "Сейчас мы продаем только половину запланированного месячного объема около 300 тыс. декалитров, в результате государство недополучит акцизов на 190 млн руб. в месяц",– говорит директор по маркетингу "Русского алкоголя" Вадим Касьянов. Производители и оптовики опасаются, что в ситуации, когда функционирование отрасли зависит от одной госкомпании ("Атлас" подведомственна ФСБ), может начаться передел алкогольного рынка России. "Сейчас существенное преимущество имеют компании, располагающие неким административным ресурсом. Они первыми начали получать марки и с ЕГАИС, я думаю, проблему смогут решить быстрее",– говорит соучредитель ООО "Развитие" (крупный региональный торговец алкоголем) Юрий Колесников. А глава ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко считает, что в будущем ЕГАИС станет одним из самых эффективных средств конкурентной борьбы между игроками рынка.

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА

КоммерсантЪ