05.07.2006

Непарламентское назначение. Имиджем "Роснефти" займется проштрафившийся главред



Как стало известно Ъ, главой направления по связям с общественностью "Роснефти" назначен бывший главный редактор "Парламентской газеты" Петр Котов, на днях лишившийся своего поста из-за публикации, вызвавшей громкий скандал в Федеральном собрании. На новом посту перед господином Котовым стоит неотложная задача: решить проблему, связанную с крайне негативным освещением в западной прессе IPO госкомпании. Эксперты сомневаются, что бывшему главреду это по силам.

Две недели назад Петр Котов стал героем громкого скандала в Федеральном собрании, повлекшего его отставку. Поводом к ней послужила опубликованная 22 июня в "Парламентской газете" статья "Локотьская альтернатива", в которой рассказывалось об успешном опыте местного самоуправления в годы фашистской оккупации на территориях Брянской и Курской областей и "изнурительной" борьбе с советскими партизанами. На следующий после публикации день спикер Совета федерации Сергей Миронов, возмущенный появлением материала в официальном издании Федерального собрания, потребовал у спикера Госдумы Бориса Грызлова санкционировать отставку господина Котова. 28 июня господин Грызлов сообщил, что главред "Парламентской газеты" подал соответствующее заявление.

Не прошло и недели, как господину Котову подыскали новое место работы. Приказ о назначении бывшего главного редактора директором департамента информации и рекламы "Роснефти" был подписан вчера, рассказал Ъ источник, близкий к компании. На этом посту Петр Котов сменит Александра Степаненко, покинувшего "Роснефть" в конце мая.

В "Роснефти" перед бывшим главным редактором стоят не самые простые задачи. Мало того что ему необходимо будет воплощать в жизнь обещания "Роснефти" превратить компанию в прозрачную и информационно открытую. Есть проблема, говорят эксперты, требующая самого неотложного решения, а именно крайне негативное освещение в западной прессе IPO госкомпании, что, несомненно, не идет на пользу успешному размещению ее ценных бумаг. Последний месяц, в самый разгар подготовки IPO "Роснефти", большинство западных СМИ обрушили на компанию шквал критики в связи с предстоящим размещением. Так, The Financial Times отмечает, что "большая часть продукции и будущего роста 'Роснефти' приходится на 'Юганскнефтегаз', купленный через серию двусмысленных сделок". "'Роснефть' производит впечатление плохо управляемой компании",– пишет французская La Tribune. The Washington Post полагает, что "компания – финансовый карточный домик, большая часть ее активов – краденая", а в ее проспекте IPO "черным по белому сказано, что из-за тотального контроля государства над ней компания время от времени может 'прибегать к бизнес-шагам, которые не увеличивают ее акционерную стоимость'". "Приглашения (к участию в IPO.– Ъ) разосланы (западным компаниям.– Ъ), и никто не смеет сказать 'нет', по крайней мере вслух. Единственный возможный смысл в том, чтобы сказать 'да',– это избежать нанесения оскорбления Кремлю",– пишет The Guardian.

Эксперты в области связей с общественностью подвергают сомнению дальновидность назначения Петра Котова ответственным за информационную политику "Роснефти". "Сам я с господином Котовым не знаком,– говорит Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических коммуникаций,– однако, судя по стилистике, он – менеджер традиционных СМИ. Он мог бы эффективно возглавить пиар-подразделение консервативной нефтегазовой структуры. Но для динамично развивающейся и декларирующей свою 'открытость', выходящей на IPO 'Роснефти' это довольно странное назначение". "Несомненно, потребуются дополнительные консультанты",– полагает эксперт. "Назначение явно происходило по принципу 'уважаемый человек попросил',– говорит другой собеседник Ъ.– Это несерьезный подход к кандидату на столь ответственный пост". Петр Котов и представители "Роснефти" отказались от комментариев.

НАТАЛЬЯ Ъ-СКОРЛЫГИНА, АЛЕКСАНДРА Ъ-СИМОНЕНКО

КоммерсантЪ