27.06.2006

Бум автодилерских IPO грянет в 2009году. Компании, торгующие иномарками, готовятся выгодно продать долю в бизнесе



Вслед за бумом IPO ритейлеров через несколько лет не менее активно пойдут на биржу крупные автодилерские холдинги. Выход на публичный рынок принесет дилерам так необходимые им доступные средства на развитие- в рамках кредитных линий им постепенно становится тесно.

В ближайшие годы сразу несколько крупных автомобильных дилерских холдингов могут выйти на IPO. Как заявил "Бизнесу" председатель совета директоров холдинга "Автоспеццентр" Александр Спарре, его компания планирует выйти на биржу к 2011 году. "При этом мы будем не первыми",- считает он.

О подготовке к IPO говорят и в "Атлант-М". По словам регионального управляющего в России Александра Пырко, холдинг начал подготовку и к концу 2008-началу 2009 года планирует уже выйти на биржу. Подобные планы, но без конкретных сроков, по данным "Бизнеса", существуют у компаний "Независимость" и "Муса моторс". Не исключил выход на IPO в будущем и гендиректор "Бизнес кар" Алексей Терещенко.

Это деньги

Большинство автодилеров кредитуется сейчас в отечественных банках под обременительные 14-15%. "Только самые крупные дилеры, с хорошими оборотами, имеют кредитные линии, где процентная ставка приближается к ставке рефинансирования",- утверждает директор проекта Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив.

"К тому же необходимого количества денег банки просто могут не дать",- добавляет аналитик Альфа-банка Александр Свинов. По словам Олега Дацкива, многие автодилеры завидуют "Рольфу", чье руководство принимают в ведущих мировых компаниях. "Это позволило "Рольфу" в прошлом году получить синдицированный кредит на $300 млн под небольшую ставку",- добавляет Дацкив. "Упрощая, IPO - это большие деньги, причем бесплатно",- считает Наталья Кочешкова из ИК "Финам".

Куда пойдет выручка от размещения

Деньги, которые дилерские холдинги планируют выручить за счет IPO, они, как и другие компании, будут тратить в первую очередь на собственное развитие. Группа "Автоспеццентр" планирует инвестировать в регионы. "Первую волну регионального развития мы пропустили сознательно - пока там развиваются только те, кто имеет административный ресурс. Емкости в регионах сегодня малы",- отметил Александр Спарре. По его словам, первичное заполнение регионального рынка должно закончиться к 2011 году, после чего пойдет новая волна - в крупных городах начнут создаваться вторые дилеры по каждой марке. "Мы планируем участвовать в этой второй волне, а для этого нам нужны средства",- сказал Спарре.

Александр Пырко из "Атлант-М" считает, что дилерские холдинги стремятся выйти на IPO, "чтобы даже не увеличить, а хотя бы сохранить долю на быстрорастущем рынке". Сам "Атлант-М" планирует к 2010 году увеличить количество предприятий с 30 до 125. "Для этого необходимы значительные ресурсы, доступ к которым и даст выход на IPO.

Вырученные средства все компании будут вкладывать в развитие, строительство и приобретение новых автоцентров и реконструкцию старых. Одних кредитов для этого может не хватить",- считает Пырко.

Сначала - облигации

"Классическая модель выхода на IPO, которая популярна в России, это размещение векселей или облигаций на внутреннем рынке, затем размещение CLN или евробондов на международных рынках и потом IPO на российском и/или на западном рынке",- говорит аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова. На рынке облигаций автодилеры уже присутствуют: в 2004 году заем разместил "Инком-авто". Тогда ставка равнялась 17% годовых. В начале этого года "Инком" разместил уже второй заем на 1,4 млрд руб. на четыре года по ставке 11,75%. Основной конкурент "Инком-авто"- группа "Автомир" (обе эти компании начинали с торговли отечественными автомобилями в таксопарках, а сейчас строят современные дилерские центры по продажам иномарок) - в начале года объявила о своих планах разместить выпуск облигаций на 1 млрд руб. в первой половине 2006 года. И хотя перед выходом на IPO совсем не обязательно размещать облигации, автодилеры пошли именно таким путем. Источник в "Инком-авто" отметил, что IPO компании планируется на 2009 год. В "Автомире" же IPO рассматривается в более дальней перспективе.

"У компании, которая выпускает любые ценные бумаги, в том числе облигации, будет больше подготовленной информации о себе для инвесторов",- полагает аналитик ИФК "Метрополь" Александр Жуков. Поэтому, считает он, "Автомиру" и "Инком-авто" выходить на IPO будет легче.

Своя специфика

Выходу на рынок акций компании любой отрасли предшествует длительная подготовка.

"Для этого надо представить новым акционерам прозрачную компанию. Поэтому сейчас мы ставим задачу перейти на международные стандарты финансовой отчетности к концу 2007 года, чтобы к 2011 году выйти на IPO",- отметил Александр Спарре из "Автоспеццентра". "Компания, планирующая выход на IPO, должна подготовиться: усовершенствовать структуру корпоративного управления, перейти на международные стандарты ведения финансового учета, получить оценку международного финансового аудита. А это под силу не всем автодилерам",- считает Александр Жуков из ИФК "Метрополь".

У автомобильного бизнеса своя специфика. Нередко генеральный директор и учредитель - одно лицо. "Если при продаже этот человек отходит от дел, бизнес разваливается.

Покупая подобную компанию, покупатель, по сути, приобретает только дилерские марки, а не бизнес в чистом виде. Поэтому сумма сделки не может быть велика",- полагает Дацкив. В то же время при подготовке к IPO компания стандартизирует работу, проводит полную сертификацию. Соответственно, стоимость такой компании возрастает в разы.

Для многих владельцев бизнеса выход на рынки акций - это шанс продать компанию дороже.

ОЛЬГА САМОФАЛОВА, РОМАН ГУЛЯЕВ

Деловая газета "Бизнес"