15.06.2006

Покойник шевельнулся на $59 млн. На завершившемся фестивале «Кинотавр» были подведены финансовые итоги киноиндустрии



На завершившемся фестивале «Кинотавр» впервые за историю нового российского кино были подведены финансовые итоги киноиндустрии. Глава «Первого канала» Константин Эрнст сравнил кинобизнес с немного шевельнувшимся покойником.

О победителях и проигравших на фестивале «Кинотавр» сообщили практически все российские СМИ. Но один из главных результатов кинофорума остался в тени – на фестивале были представлены цифры, описывающие развитие кинорынка. Значимость этого события состоит в том, что эта отрасль является одной из наиболее закрытых прежде всего в финансовом плане – в современных условиях снять кино «в белую» практически невозможно.

Конференция по итогам пятилетнего развития была названа заведомо полемически «Российское кино: аплодисменты преждевременны?». Причина таких сомнений кинематографистов в том, что в обществе уже сложилось мнение – российское кино вышло из кризиса, однако ведущие продюсеры страны решили рассказать, как все происходит на самом деле.

Открыл конференцию известный кинокритик и аналитик кинорынка Даниил Дондурей. В короткой пятидесятиминутной речи он сообщил, что на 1 марта 2006 года количество современных кинозалов в стране превысило первый заветный рубеж и достигло 1038. По его словам, в первом квартале 2006 года впервые российские фильмы «победили» по количеству сборов в прокате неистребимую американскую кинопродукцию и собрали более $59 млн.

По словам Дондурея, сейчас в стране активно работает 400 кинокомпаний и 85 дистрибуторов и к концу 2006 года российская киноиндустрия будет вполне сопоставима с одним из европейских кинолидеров – Испанией. «Это крайне позитивный сдвиг, который лидеры российского кинорынка и аналитики прогнозировали не ранее чем на конец 2007 года», – заявил Дондурей.

Надо сказать, что именно количество новых, и прежде всего – сетевых кинозалов, расположенных в крупных торгово-развлекательных центрах, сейчас является главным структурным ограничением развития кинорынка. Именно эти кинозалы приносят более 95% дохода с проката, и их нехватка ощущается достаточно остро. Лидеры рынка уже определили переломный барьер, который позволит российским производителям получать действительно серьезные доходы от проката – новых кинозалов в стране должно быть более 2 тысяч.

Дондурей попытался развеять уже сложившийся миф о том, что успеха в прокате могут добиться только фильмы, напрямую связанные с телевизионными каналами, – имеются в виду известные проекты Константина Эрнста «Ночной дозор» и «Дневной дозор», а также проект Александра Роднянского «9 рота». По словам Дондурея, в прокате хорошо проходит любой фильм, продюсеры которого обеспечили своему проекту солидную промоушен-кампанию. Однако он призвал ведущих кинопродюсеров страны все же отказаться от сращивания телевизионного и кинобизнесов, так как это, по его мнению, приводит к конфликту интересов и заставляет снимать исключительно «массовое» кино, способное удовлетворить запросы большой телевизионной аудитории. К тому же Дондурей обвинил сотрудников телеканалов в «жесточайшей цензуре», поскольку они пропускают в эфир только передачи и фильмы про криминал ,– сидящий рядом с ним Роднянский сокрушенно покачал головой. При этом Дондурей все же отметил, что от присутствующих реально зависит развитие кинематографа: «Главные идеологи страны – они не в Кремле, они сейчас в этой комнате».

Действительно, в «комнате» для конференций «Под люстрой» сочинской гостиницы «Жемчужная» можно было наблюдать уникальный по своей представительности состав ньюсмейкеров – возглавляли его Кронстантин Эрнст, Александр Роднянский, заместитель гендиректора СТС по производству Александр Толстунов, далее плотным рядом сидели глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов («Брат», «Особенности национальной рыбалки», «Олигарх», «Бумер. Фильм второй»), генпродюсер компании Pygmalion Production Сергей Члиянц («Одиссея», «Бумер», «Мама не горюй»), Елена Яцура («Свои», «Девятая рота»).

Александр Роднянский не принял обвинения Дондурея в сращивании кино и телевидения и сообщил, что в стране попросту отсутствует институт киномэйджоров и телеканалы просто вынуждены брать на себя эту функцию. В мировой киноиндустрии мэйджорами называют компании, которые занимаются инвестированием в кинопроизводство и последующим продвижением готового кинопродукта, а также аккумулированием творческих ресурсов и сбором библиотек авторских прав на кино и телепродукцию. Самые известные мировые мэйджоры – Universal, Paramount, MGM, XX Century Fox, Columbia, Buena Vista. По словам Роднянского, сейчас мэйджоры приходят в Россию: «Эти компании приходят в страны, в которых плохо работает их англоязычная продукция. Могу сказать, что русское кино на сегодняшний день просто вымыло из прайм-тайма телеканалов голливудские фильмы и сериалы».

Далее Роднянский ответил на ставшие уже традиционными претензии профессиональной критики о излишнем внимании киноиндустрии к «кассовому» кино: он заявил, что 65% посетителей кинотеатров – молодежь в возрасте от 14 до 21 года: «А мы снимаем проблемное кино «кому за пятьдесят», а потом удивляемся, что оно не идет в прокате – да нет в кинотеатрах этих зрителей».

Роднянского поддержал президент Гильдии продюсеров Владимир Досталь, сделав ремарку, что западные мэйджоры могут представлять реальную опасность для нынешних российских производителей: «У нас пока очень мало кто может внятно рассказать простую историю. А мэйджоры придут с умением это делать».

Александр Толстунов внес свою лепту в дискуссию о роли телевидения в развитии кино. По его мнению, телевизионщики обладают мощным инструментом исследования предпочтений зрителей: «То, что люди смотрят по телевидению – они будут смотреть и в кино». При этом он сделал замечание, которое можно рассматривать как руководство к действию для начинающих продюсеров: «Наибольшего успеха добиваются фильмы, которые открывают или возрождают жанры».

Но самым мощным выступлением оказалась «ураганная» речь Константина Эрнста – он заявил, что аплодисменты крайне преждевременны и что «покойник еще не ожил, а только шевельнулся». Эрнст призвал присутствующих не обольщаться и заявил, что пока обсуждаются не сложившиеся рыночные тренды, а лишь отдельные «флэши» (вспышки), собравшие кассу российских фильмов. Он сообщил, что сейчас в стране в запуске находится более 200 кинопроектов, предназначенных для театральной дистрибуции, но выразил уверенность, что только малая их доля займет заметное место в итоговых списках кассовых сборов. Причина такого положения в действиях «нечистоплотных производителей», которые подрывают авторитет российского кино: «Они снимают косноязычную историю за большие деньги, а потом смело называют это арт-хаусом».

По мнению Эрнста, кино – слишком дорогая форма высказывания своей позиции, и она, по крайней мере, должна окупаться.

Правда, в конце своего выступления глава «Первого канала» предложил все же не бичевать себя и не поддаваться русской рефлексии, – а все же поаплодировать новому российскому кино.

Однако устроить дискуссию после аплодисментов собравшимся не удалось – сославшись на то, что сейчас здесь начнется следующая пресс-конференция, ведущие продюсеры страны удалились, косвенно подтвердив, что они все же сами знают, как оживить полумертвое российское кино.

Ольга Губенко, Александр Латкин

Газета.RU