24.05.2006

Курить дешевые сигареты стало невыгодно



По данным независимого агентства маркетинговых исследований "Бизнес Аналитика" и мониторинга рынка, проведенного крупнейшими табачными компаниями, в России практически не осталось курильщиков дешевых сигарет (тех, что без фильтра). На первый квартал 2006 года таких насчитывалось немногим больше 7% от общего числа потребителей, а еще лет пять назад их было больше - аж 30%. Конечно, те, кто курил "Приму" или "Беломор", не разбогатели в одночасье, просто эти марки так подорожали, что курить их стало невыгодно. За те же деньги можно и с фильтром покурить.

В последние годы доля курильщиков дешевых сигарет в России стремительно сокращалась. Этому способствовал целый комплекс причин. Конечно, на предпочтения российских курильщиков повлияла реклама. Табачные компании вкладывают в пиаровские кампании огромные средства и, соответственно, ждут от них солидных дивидендов, то есть увеличения спроса на рекламируемый вид курева. А на билбордах и в глянцевых журналах не увидишь модно одетого юношу или привлекательную девушку с сигаретой без фильтра. Что и понятно, продвигать на рынок выгоднее более дорогой товар.

Вторая немаловажная причина резкого падения спроса на самые демократичные марки - "миграция" потребителей из более низких ценовых сегментов в более высокие. Это общая тенденция последних лет на рынке. Те, кто курил сигареты с фильтром по 12 рублей за пачку, в массовом порядке "пересаживаются" на сигареты из условной категории "качество по разумной цене", т.е. в среднем по 15 рублей за пачку. Потребитель последних все меньше думает о "разумной цене" и все больше - об оригинальном дизайне, скажем, пачки или фильтра сигареты, что выливается в переход на марки "среднего" сегмента - от 16 до 22 рублей. Но многим (таких уже 13.2%, а в 2003 году было всего 8.6%) хочется чего-то большего, например, сигарет класса премиум - тут цены зашкаливают за 50 рублей.

Но главная причина такого резкого "усыхания" бесфильтрового сегмента - в изменившейся недавно системе взимания акцизов с табачной продукции и в том, что с 1 января 2007 года эта система изменится вновь.

Напомним, в настоящее время действует комбинированная ставка акциза на табачные изделия. За сигареты с фильтром производитель платит 65 руб. за 1000 штук плюс 8% от их отпускной стоимости (адвалорная составляющая акциза), а за сигареты без фильтра акциз составляет 28 руб. за 1000 штук плюс 8% от их отпускной стоимости. Но, по постановлению правительства, с начала 2006 года адвалорная составляющая никак не может быть ниже 25% специфической ставки. Эта поправка привела к тому, что за 1000 сигарет с фильтром стали брать 93.75 руб., а за 1000 штук сигарет без фильтра и папирос - 40 руб. Такой рост ставок привел к тому, что сигареты без фильтра в розничной торговле практически сравнялись в цене с самыми недорогими наименованиями сигарет с фильтром. Пачка как первых, так и вторых стоит сейчас порядка 10 рублей. Из-за постоянных споров вокруг адвалорной составляющей между ведущими табачными гигантами с 2007 года ставки акцизов скорее всего будут изменены вновь. Как говорят эксперты, это окончательно выдавит дешевое курево с отечественного рынка. По прогнозам, его останется не более 3-4%.

Галина ПАПЕРНАЯ

Финансовые известия