19.05.2006

Страховщики заработают на плохих водителях



Стоимость полисов ОСАГО скоро будет зависеть от качества езды водителя, а не от аварийности автомобиля. Соответствующий законопроект вчера одобрил банковский комитет Госдумы. Идея депутатов давно обсуждалась страховщиками, но некоторые эксперты сомневаются, что ее удастся реализовать с помощью принятой поправки.

Вчера банковский комитет Госдумы одобрил поправки в закон "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств", которые отменяют привязку повышающего-понижающего коэффициента стоимости полиса (бонус-малус) к аварийности автомобиля.

Сейчас каждый год безаварийной (безубыточной для страховщика) езды машины дает ее водителю скидку в 5%, а после аварий цена полиса растет (в 1,4-2,45 раза). Но накопленные скидки и штрафные коэффициенты не действуют при смене машины. В этом случае страховая история водителя начинается с чистого листа.

Автор одобренного законопроекта депутат Алексей Сигуткин предлагает исключить из закона об ОСАГО всего одно слово- "указанного", которое относится к автомобилю, владелец которого заключает договор. Согласно пояснительной записке к законопроекту, действующий порядок ухудшает положение автовладельцев, которые ездят без аварий. "Эту несправедливость нужно было устранить",- отмечает депутат Александр Коваль. По его словам, "поправка повысит роль повышающих-понижающих коэффициентов страховых тарифов и будет способствовать созданию единой информационной системы по водителям".

Связаться с Сигуткиным не удалось.

Аналогичная норма содержалась в блоке поправок к закону об ОСАГО, внесенных в конце 2004 года Александром Ковалем и Андреем Шевелевым. Однако на эти проекты было дано отрицательное заключение правительства.

Изменение правил расчета стоимости полисов вряд ли повлияет на соотношение сборов-выплат страховщиков.

"Большие скидки компенсируют аварийные водители; если премии страховщиков ОСАГО упадут, то незначительно",- считает заместитель гендиректора страхового дома ВСК Евгений Уфимцев. Идею депутатов участники рынка поддерживают. "Хороший водитель важнее даже марки и мощности автомобиля. В нашей компании при определении тарифов по добровольному автострахованию (в ОСАГО они устанавливаются правительством.- "Бизнес") в первую очередь учитывается опыт водителя, а не история машины",- говорит директор центра страхования автотранспорта РОСНО Александр Гурдус. "Наконец-то бонус-малус начнет полноценно действовать",- радуется Уфимцев.

Впрочем, по словам заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Андрея Батуркина, принятая поправка носит "косметический характер", и в таком виде она работать не будет.

"Три года действия закона об ОСАГО показали, что привязка коэффициента бонус-малус к автомобилю не совсем корректна. Когда возможность такой поправки только обсуждалась, ее поддержали страховщики, но тогда мы обращали внимание, что здесь требуются более существенные законодательные изменения",- говорит он.

АЛЕКСАНДР КАДУШИН

Деловая газета "Бизнес"