17.05.2006

Маршруты выставят на конкурс. Правительство Москвы усилит контроль за перевозчиками



Как стало известно "Бизнесу", департамент транспорта и связи Москвы и Московский транспортный союз подготовили проект постановления, который принципиально изменит порядок распределения новых городских регулярных автобусных маршрутов. Право на обслуживание таких маршрутов будет предоставляться исключительно через конкурс. Договоры на уже существующие маршруты будут пролонгированы при условии соблюдения компанией условий работы. По информации "Бизнеса", постановление будет подписано в ближайшие дни, однако перевозчики уже расходятся в оценках эффективности нового порядка распределения маршрутов. Одни уверены, что власти таким образом консолидируют рынок, вытесняя с него небольшие компании, другие убеждены, что конкурсная система отбора новых маршрутов, наоборот, предоставит шанс закрепиться на рынке мелким перевозчикам.

Сейчас в Москве работает около 80 частных операторов пассажирского наземного транспорта, но, по сути, оказывать транспортные услуги по пассажирским перевозкам может любая компания. Для этого достаточно получить лицензию и разрешение городской комиссии на обслуживание того или иного автобусного маршрута. "В городе нет четкой системы отбора компаний по пассажирским автобусным перевозкам. Если у пассажиров или контрольных органов появляются претензии к какой-то компании, получившей разрешение на обслуживание маршрута, то лишить ее права работы возможно только в случае приостановки или отзыва лицензии.

Однако на практике подобные вещи происходят редко. Поэтому возникла идея изменить действующие правила игры для транспортных компаний",- рассказал "Бизнесу" исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.

По его словам, уже подготовлен проект постановления о новом порядке организации городских регулярных автобусных маршрутов. Все новые маршруты впервые будут отбираться по итогам конкурса.

Причем инициировать открытие нового маршрута смогут не только городские власти, но и любое предприятие. Для этого инициатору определенного маршрута необходимо получить заключение проектнойорганизации, которая определит уровень пассажиропотока нового маршрута, режим работы и интервал движения автобуса и, наконец, выдаст заключение по типу транспорта при обслуживании нового маршрута. Затем необходимость нового маршрута оценит специально созданный при департаменте транспорта и связи Москвы экспертный совет. Если совет примет положительное решение, тогда определенный маршрут будет выставлен на конкурс (его будет проводить специально созданная межведомственная комиссия при департаменте транспорта столицы). Причем победителем конкурса, уточнил Свешников, признают ту компанию, деятельность которой в большей степени соответствует техническим критериям отбора. Конкурсная комиссия по балльной системе оценит, например, наличие и качество подвижного состава, сертифицированной ремонтной базы (возможно, на договорной основе), профессиональный уровень сотрудников.

В то же время, вводя конкурсную систему распределения маршрутов, власти обещают ужесточить контроль перевозчиков. Согласно подготовленному проекту постановления департамент транспорта и связи Москвы будет заключать с перевозчиком долгосрочный договор (не менее чем на пять лет). Если компания нарушит условия договора, чиновники смогут его расторгнуть, после чего маршрут вновь будет выставлен на конкурс.

Директор проектов ИАА Seanews Алексей Безбородов напоминает, что конкурсная система отбора маршрутов по пассажирским перевозкам действует уже несколько лет в Санкт-Петербурге. Правда, на конкурс выставляется не один, а сразу несколько маршрутов.

"Проведение подобных конкурсов, как правило, не обходится без скандалов со стороны его участников, усомнившихся в честных правилах игры. Нетрудно догадаться, что победу в подобных спорах одерживает крупная компания или та, которая имеет больший авторитет на рынке. Не исключено, что подобная ситуация может сложиться и в Москве",- полагает эксперт.

В свою очередь, аналитик ИК "Центринвест" Михаил Генелин не исключает, что идею о проведении конкурсов лоббировали крупные игроки рынка. "Критерии по автобусным маршрутам могут быть изначально рассчитаны на крупные компании, которые, в отличие от своих конкурентов, в состоянии закупить и содержать огромный автобусный парк",- считает эксперт. Однако исполнительный директор Московского транспортного союза Свешников уверен, что небольшим компаниям новая методика распределения маршрутов ничем не грозит.

"Действующие маршруты попрежнему будут существовать.

Если у городских властей и контрольных органов нет замечаний к работе транспортной компании, то с ней просто перезаключат договор",- говорит он, предполагая, что ежегодно будет открываться 20-30 новых маршрутов.

Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков также считает, что конкурсная система отбора новых маршрутов предоставит шанс закрепиться на рынке мелким компаниямперевозчикам, которым сейчас приходится конкурировать с крупными компаниями. Например, "Автолайн", предполагает Кочетков, будет концентрироваться на более рентабельных маршрутах. "А менее перспективные маршруты, но при этом не убыточные для бизнеса, по всей видимости, достанутся мелким компаниям",- добавляет он.

ОКСАНА КАРПОВА

Деловая газета "Бизнес"