12.05.2006

Европейский суд разрешил не возвращать НДС. ЕС поддержал доктрину деловой цели администрации президента



Отсутствие у сделки разумной деловой цели может быть причиной отказа в вычете НДС. Такое решение принял суд Европейского союза (ЕС) по делу №C-255/02. По мнению экспертов, трактовка европейских судей несколько отличается от позиции российской фемиды: Европейский суд взыскал с компании лишь сумму недоплаты и пени, в то время как отечественные суды в подобных спорах не только взыскивают налог и пени, но и конфискуют весь доход, полученный от сделок, в пользу государства, а также штрафуют организацию на 20% от суммы.

Налогоплательщики, совершающие операции с целью получения налоговой выгоды, не имеют права на вычет НДС, говорится в решении суда Европейского союза от 21 февраля 2006 года.

Суд рассмотрел ситуацию, связанную не с криминальными способами уклонения от налогов, а с действиями, которые лишь формально соответствовали законодательству и напрямую не нарушали действующие нормы. Но в результате налогоплательщику, однако, удалось значительно уменьшить свое налоговое бремя.

При этом заключенные ими сделки не имели разумной деловой цели.

В итоге суд установил, что операции, основной целью которых является получение налоговой выгоды, могут считаться злоупотреблением. Подтверждением злоупотребления должны быть "ряд объективных факторов, явно свидетельствующих о том, что основной целью рассматриваемых операций было получение налоговой выгоды". По мнению суда, при выявлении злоупотребления соответствующие операции налогоплательщика нужно переквалифицировать так, чтобы отразить реальные экономические отношения и определить суммы налога, которые необходимо уплатить. Последствием переквалификации должно быть взыскание налоговой недоимки и пени.

Вывод Европейского суда практически полностью повторяет доктрину деловой цели, на внесении которой в Налоговый кодекс (НК) настаивает администрация президента. Напомним, что начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович предложил ввести в НК две-три новые статьи, в которых бы описывалась доктрина деловой цели, уже весной этого года. Кроме того, в июне Высший арбитражный суд обещает подготовить информационное письмо, согласно которому налогоплательщики, чьи действия не обусловлены разумными экономическими причинами и направлены на уменьшение налоговой базы, могут быть признаны арбитражными судами недобросовестными.

"Решение Европейского суда для России напрямую необязательно, но оно отражает подход к борьбе с уходом от налогов в европейских странах и может быть использовано в качестве ориентира нашими органами власти, которые уже два года пытаются законодательно разграничить правомерную налоговую оптимизацию и уклонение от уплаты налогов",- объясняет юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Вадим Зарипов.

"В ряде европейских государств, например, во Франции и Германии, существует достаточно подробное регулирование доктрины деловой цели,- рассказал "Бизнесу" менеджер компании AGA Management Николай Фрейтак.- В России же аналогичных положений в законе нет, поэтому говорить, что российские суды при рассмотрении налоговых споров могут руководствоваться теми же аргументами, что и их коллеги из Европейского суда, как минимум преждевременно".

По словам эксперта, вначале следует дождаться внесения в НК необходимых поправок.

"До этого момента любая попытка перенести опыт Европейского суда в российскую действительность будет служить лишь целям чиновничьего произвола,- опасается Фрейтак.- Это подтвердит каждый налогоплательщик, хотя бы один раз прошедший процедуру возврата из бюджета НДС".

Эксперты также обращают внимание на последствия применения концепции запрета налоговых злоупотреблений (аналога российской недобросовестности налогоплательщика). Европейский суд определил последствия переквалификации сделок иначе, чем российские суды, которые в таких случаях взыскивают в доход государства не только налоги и пени, но также штрафы и даже все полученное по сделке.

МАРИЯ СЕЛИВАНОВА

Деловая газета "Бизнес"