12.05.2006

"Совкомфлот" встречает "Новошип". Крупнейшие российские судоходные компании могут объединиться уже в ближайшее время



Крупнейшие российские судоходные компании "Совкомфлот" и "Новошип" могут объединиться уже в ближайшее время. Совет директоров "Совкомфлота" признал целесообразным объединение компаний и призывает правительство ускорить эту процедуру.
Аналитики считают, что через год-два после консолидации объединенная компания может выйти на IPO.
Совет директоров ОАО "Современный коммерческий флот" ("Совкомфлот") признал целесообразным объединение с Новороссийским морским пароходством ("Новошип"), сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с планами компании. Главе "Совкомфлота" Сергею Франку рекомендовано обратиться в правительство с предложением ускорить принятие решение по этому вопросу. Сценарий объединения был проработан рядом инвестбанков.
Возможное объединение двух компаний обсуждается уже не первый год. Эту идею активно лоббировал бывший министр транспорта Сергей Франк, не оставивший планов и после назначения на пост гендиректора "Совкомфлота".
Как писал "Бизнес", осенью 2005 года акционеры отправили в отставку президента "Новошипа" Тагира Измайлова, который выступал против слияния. Возглавил компанию один из топ-менеджеров "Совкомфлота" Сергей Терехин. Участники рынка увидели за этим назначением скорое объединение компаний.
Как сообщили "Бизнесу" в пресс-службе Минтранса, еще в прошлом году министерство рекомендовало обеим компаниям провести оценку возможного слияния. Никаких дальнейших действий в этом направлении Минтранс не предпринимал.
Президент "Новошипа" Сергей Терехин сообщил "Бизнесу", что еще не слышал о какихлибо конкретных шагах в отношении объединения. Оценку возможного слияния компания также не проводила. "Никаких конкретных указаний по проведению оценки к нам от министерства не поступало",- сказал он. По мнению Терехина, в результате объединения "Новошип" как юридическое лицо сохранится, и коллектив продолжит работать без изменений.
С этим согласен директор проектов агентства Seanews Алексей Безбородов. "Сейчас действует одна форма и для "Совкомфлота", и для "Новошипа": одно судно - одна компания. Но теперь эти десятки компаний будут управляться из одного центра",- говорит аналитик.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков считает, что объединение пройдет в форме поглощения "Новошипа" "Совкомфлотом" через обмен акций. В результате будет создана крупная компания, где государственный пакет может оказаться больше 75% (сейчас 100% акций "Совкомфлота" принадлежит государству, в ОАО "Новошип" Росимуществу принадлежит 60,73% акций, еще 6,4% владеет РФФИ).
В какие сроки удастся завершить объединение, сейчас судить трудно. По словам Судакова, если будет принято решение объединять коммерческий и технический менеджмент компании, потребуется больше года. Если произойдет объединение активов с сохранением операционной независимости, все будет зависеть от того, как быстро сработает правительство.
По предварительным оценкам, общий дедвейт танкерного флота объединенной компании составит около 6,5 млн тонн.
Олег Судаков оценивает такую компанию как "крупную даже по мировым меркам". Это должно улучшить операционную эффективность компании, кроме того, она сможет получать более выгодные условия по контрактам на строительство новых судов. Однако, по мнению аналитика, все будет зависеть от того, в какой форме пройдет объединение. "Сложение двух компаний не даст никакого эффекта. Если не будет объединения российских юридических лиц, ничего не изменится, просто перераспределятся финансовые потоки",- поясняет Алексей Безбородов.
Аналитики считают, что новая компания через некоторое время сможет выйти на IPO в России или за рубежом. По мнению Олега Судакова, это может произойти через год-два после консолидации. "Планы по IPO могут поднять стоимость компании, поэтому новость может послужить драйвером для акций "Новошипа". Это даст возможность инвесторам войти в объединенную компанию до IPO",- говорит аналитик.

АННА БАЖИНА

Деловая газета "Бизнес"