12.05.2006

"Евросервис" шагает в розницу



Производители продуктов питания продолжают инвестировать в розничную торговлю. Как стало известно "Бизнесу", вслед за группой "Бородино" собственную сеть магазинов "шаговой доступности" собирается запустить крупный импортер и производитель мясопродуктов "Евросервис". По информации "Бизнеса", для этого "Евросервис" может приобрести франшизу одной из западных сетей.
О том, что "Евросервис" планирует открыть собственную сеть магазинов "шаговой доступности", "Бизнесу" рассказал гендиректор управляющей компании "Евросервис" Игорь Кофман. По его словам, сеть будет работать в обычном формате "магазинов у дома", а также в ней будут продаваться мясопродукты, произведенные на заводах "Евросервиса". Источник "Бизнеса" в "Евросервисе" подтверждает, что пока речь идет о стандартном ассортименте формата convenience store.
Считается, что базовый ассортимент такой точки составляет 5-7 тыс. позиций.
В "Евросервисе" пока не раскрывают почти никаких подробностей проекта, хотя, по словам Кофмана, первый магазин будет открыт в Москве уже в июне. Источник в компании не исключает, что для реализации проекта будет куплена франшиза одной из западных сетей: "Пока мы выясняем подробности условия франшизы Seven-Eleven, параллельно ищем аналоги в Европе и Америке".
"Евросервис" - не первый непрофильный инвестор, вкладывающий деньги в "магазины у дома". За последний год в Москве было запущено несколько таких проектов: дистрибутор парфюмерии и косметики "Градиент" развивает сеть "Е.Д.А.", а производитель продуктов питания и напитков "Бородино" - сеть "Продуктория". Самым известным проектом в этом формате считается сеть "Дейли", основанная председателем совета директоров "Перекрестка" Львом Хасисом.
Такие проекты есть и у крупных ритейлеров - "Семь шагов" у "Седьмого континента", "Мини-Перекресток" у "Перекрестка" и "Квартал" у группы компаний "Виктория".
Конкуренты "Евросервиса" относятся к проекту скептически. Гендиректор компании "Мираторг" Александр Никитин вспоминает, что у них тоже был собственный розничный проект: "Это были магазины "Куриное царство", но сейчас мы избавляемся от них из-за отсутствия перспектив. На розничный рынок тяжело войти, если никого не покупать: все площадки в Москве отданы под сети, а строить новые магазины негде". Директор по маркетингу "Микояна" Андрей Хижняк считает, что проект "Евросервиса" может быть успешным, только если рассматривать его как отдельный бизнес, а не просто канал сбыта: "Специализированные магазины, в которых 90% товаров приходится на продукцию компании, открывать тяжело. В последние пять лет все мясопереработчики продавали такие магазины из-за нерентабельности. Но если соотношение мясных и остальных продуктов будет хотя бы 50 на 50, это может быть интересным".
Ритейлеры согласны с тем, что время специализированных магазинов прошло, однако не уверены в успехе проекта "Евросервиса". "Специализированные магазины делать не стоит - по большинству категорий они умерли как класс, ни за какой глубиной ассортимента люди туда не пойдут",- уверен директор по развитию ГК "Виктория" (развивает сеть "магазинов у дома" "Квартал") Игорь Николаев. Впрочем, по его мнению, сетей "магазинов у дома" уже становится слишком много.
"Рынок уже вступил в стадию консолидации, сложно представить, что столько проектов выживут",- констатирует Николаев. Более оптимистичен гендиректор "Градиента" Леонид Новосельский: "Сомнительно, что успешными будут все проекты, которые запускаются, но шансы есть у всех, вопрос, кто их использует, а кто нет". Но те, кто начал раньше, получили серьезное конкурентное преимущество, признает он.

ВЛАДИМИР РАВИНСКИЙ
ПЕТР МИРОНЕНКО

Деловая газета "Бизнес"