12.05.2006

Пятилетка бурного роста. Российский интернет по меньшей мере до 2010 года будет расти взрывными темпами



Российский интернет по меньшей мере до 2010 года будет расти взрывными темпами - за эту пятилетку основные показатели должны увеличиться как минимум в разы, если не на порядок.
По данным исследования comScore Networks, основными посетителями интернетресурсов стали азиаты. Место в списке сетевых держав- второе с конца после Голландии и перед Австралией - нашлось и для России.
Российские аналитики утверждают: с нынешними темпами распространения широкополосного доступа в интернет уже в ближайшие два года по числу интернетпользователей Россия сможет обогнать Нидерланды и Испанию. Низкие стартовые позиции гарантируют российскому сегменту Сети взрывные темпы роста по меньшей мере на ближайшие пять лет. По оценке российских аналитиков, число пользователей к 2010 году вырастет до 46 млн человек (10 млн сегодня по данным comScore Networks), а объем рекламных сборов увеличится в восемь раз.
Американская аналитическая компания comScore Networks, исследовав аудиторию интернета, насчитала 694 млн интернет-пользователей во всем мире. Это приблизительно 14% населения планеты. В список пятнадцати стран, лидирующих по числу посетителей Всемирной паутины, попала и Россия. По данным американских исследователей, в нашей стране постоянных посетителей сетевых ресурсов чуть более 10 млн.
Отечественные эксперты приводят куда более высокие оценки. Так, по данным ROMIR Monitoring, ежемесячно в Сеть выходят приблизительно 25 млн жителей РФ, а их коллеги из Фонда общественного мнения (ФОМ) насчитали почти 22 млн посетителей. Но стоит отметить, что ФОМ использует не счетчик посетителей, а офлайновые опросы и считает недельной аудиторией тех, кто положительно ответил на вопрос: "Пользовались ли вы интернетом хотя бы раз в течение последней недели?" Впрочем, аналогичные результаты дают и другие методы. "Счетчики SpyLOG и Rambler фиксируют ежемесячно около 20 млн пользователей интернета. Притом считают их по cookies, это, пожалуй, самый точный метод",- говорит аналитик J'son & Partners Борис Овчинников.
"Как бы там ни было, у российского интернета очень большой потенциал роста,- считает аналитик AC & MConsulting Антон Погребинской.- Учитывая активность региональных провайдеров в развертывании широкополосных сетей, в ближайшие два года Россия сможет подняться в рейтинге на несколько позиций". По его мнению, за Китаем, Индией и США России по числу пользователей все равно не угнаться.
Число пользователей Рунета к 2010 году должно также удвоиться с нынешних 22 до 46 млн. "То, что Россия попала в этот рейтинг, само по себе событие, оно будет подпитывать интерес инвесторов, в том числе иностранных, несмотря на то, что реальные объемы российского рынка несколько занижены",- возражает Овчинников.
О еще большем потенциале рынка говорят медиаселлеры.
По данным исследования компании IMHO VI (входит в группу "Видео интернешнл"), в среднем по миру на интернет-рекламу тратится 4,3% совокупных бюджетов, в США - 6%, а в самой продвинутой с точки зрения доли "сетевой" рекламы Швеции - 8,7%. Россия существенно отстает: интернет занимает всего 1,2% рекламного рынка. Однако низкую стартовую позицию отечественный рынок компенсирует бурным ростом - на 71% в минувшем году.
В IMHO VI уверены, что темпы роста будут не ниже еще по меньшей мере пять лет.
К 2010 году объем средств, которые компании потратят на продвижение своей продукции в Сети, должен увеличиться в восемь раз.
Прогноз компании "Видео интернешнл" в целом по российскому рекламному рынку на 2010 год - 295 млрд руб.
(по итогам 2005 года - 141,7 млрд руб.). Однако при этом доля средств, которые будут потрачены в Сети, увеличится до 4,9% от суммарных бюджетов, то есть в четыре с лишним раза. В абсолютном выражении суммарные "сетевые бюджеты" вырастут с 1,7 млрд до 14,5 млрд руб., то есть почти на порядок.
"Все дело в том, что Сеть- это сегодня самая эффективная реклама, ТВ стоит на втором месте. Пользователи интернета в целом куда более обеспеченные люди, нежели среднестатистические граждане, а стоимость контакта с 1 тыс. персон там и на телевидении сегодня примерно равны. Так что цены станут расти, скорее всего за три ближайших года они вырастут раза в три",- считает председатель совета директоров компании IMHO VI Арсен Ревазов. Сетевой рекламой пока в основном пользуются торговцы автомобилями, средствами коммуникации и финансисты, но постепенно туда приходят и компании, специализирующиеся на товарах повседневногоспроса. "Развитие идет взрывными темпами, в основном люди мало понимают рекламную ценность интернета, но когда кто-то в какой-то группе предпринимателей в это "въезжает", туда тут же бросаются и все остальные",- добавил Арсен Ревазов.

АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА
НИЛЬС ИОГАНСЕН

Деловая газета "Бизнес"