25.04.2006

Интернет-сервисы. Microsoft и Google: чья возьмет



Производители традиционного офисного ПО вдруг осознали, что испытывают давление со стороны новых интернеткомпаний. Предоставляемые ими веб-сервисы, зачастую бесплатные для пользователей, постепенно вытесняют с настольных компьютеров коробочный софт.

Традиционный рынок программного обеспечения для настольных ПК стремительно сокращается. В последнее время становится все более очевидным, что старая модель продвижения таких программ, как продукта (продажа "коробки"), перестает работать.

Наиболее ярко эта тенденция проявляется в сегменте ПО для частных пользователей и малого бизнеса, который менее инертен по сравнению с другими секторами рынка программного обеспечения и быстрее реагирует на новые веяния в сфере ИТ.

Отчасти сокращение объема рынка для новых версий настольного ПО связано с тем, что этот тип программ давно миновал революционную стадию развития. В последние годы функциональные возможности программ лишь незначительно совершенствуются от версии к версии, не принося существенных улучшений, способных стимулировать массовый переход на новые версии. Опытные пользователи офисных пакетов Microsoft хорошо знают, что основной функционал MS Word 7, выпущенный в 1995 году, практически такой же, как в современных версиях. То же самое можно сказать об электронных таблицах и клиенте электронной почты.

Но основная угроза бизнесу производителей офисного ПО исходит с другой стороны.

Распространение интернета (и, в частности, высокоскоростного подключения к Сети) ведет к тому, что базовые потребности рядовых пользователей в работе с информацией, которые ранее закрывали офисные приложения, теперь с таким же, если не большим, успехом могут закрыть интерактивные веб-сервисы.

Веб-альтернативы

Первая такая базовая потребность- доступ к информации.

Несколько лет назад об интернете было принято говорить как об информационной свалке, на которой теоретически есть все, но практически ничего найти невозможно. Во времена бума интернет-компаний крупнейшими по капитализации оказались порталы типа Yahoo! - веб-узлы, структурирующие информацию из интернет-источников, предлагающие фиксированный набор контента и обеспечивающие пользователю стартовую площадку в интернете. После того как фондовый интернет-пузырь лопнул, популярность порталов сошла на нет не в последнюю очередь из-за того, что фиксированный набор источников информации не мог покрывать все разнообразие интересов и потребностей аудитории, а функции поиска, предлагаемые тогда порталами, были несовершенны.

Пустующую нишу услуг качественного доступа к информации заняла компания Google, которой удалось создать наиболее совершенную на сегодняшний день поисковую систему (см. рисунок). В рамках обеспечения доступа к контенту Google предлагает еще один удобный сервис - персонализированную стартовую страницу, на которую помимо выбираемых и настраиваемых пользователем источников контента можно добавлять небольшие веб-приложения: списки дел, программыпереводчики, формы для отправки SMS-сообщений и т. п.

Для удовлетворения второй базовой потребности- обмена информацией, общения и взаимодействия - тоже появилась альтернатива коробочному ПО в виде веб-сервисов.

Пожалуй, первые признаки угрозы со стороны Google Microsoft почувствовала, когда интернет-компания запустила бесплатную почтовую службу Gmail. Аналитики сразу заговорили о появлении возможности реальной конкуренции новичка с крупнейшим производителем ПО. Действительно, пользователь Gmail получает 1 Гб дискового пространства на сервере для хранения своих почтовых сообщений. Это означает, что почтовый ящик вряд ли когда-нибудь переполнится, и полученные сообщения можно не удалять, а сохранять в архиве. Аналогичная веб-почта Hotmail компании Microsoft, считавшаяся тогда одним из наиболее надежных и заслуживающих доверия почтовых сервисов, предлагала 6 Мб дискового пространства, а альтернативные сервисы, менее надежные,- самое большее, 20 Мб. Репутация и авторитет Google позволили пользователям всерьез рассматривать Gmail как надежную службу, которая неожиданно не закроется и не будет переведена на платную основу.

Статистика компании Return Path, предлагающей сервис по смене адреса электронной почты, показала, что 57% подписчиков новой почтовой службы Google ранее пользовались Hotmail, 27% - Yahoo! Mail, остальные- MSN (тоже служба Microsoft), Comcast and AOL. Запуск сервиса Google Gmail, еще до ввода системы в полноценную эксплуатацию, заставил конкурентов скорректировать свои почтовые предложения: Hotmail и Yahoo! Mail увеличили дисковое пространство для пользователей до 250 Мб и 1 Гб соответственно, а в почтовый интерфейс, по примеру Google, встроили быстрый поиск, так что сообщения теперь не обязательно сортировать по папкам.

Что касается средств обмена мгновенными сообщениями (IM, Instant Messaging), то здесь Google повезло меньше.

Выводить на рынок свой мессенджер и пытаться перетянуть пользователей конкурирующих сервисов (самая популярная IM-сеть - MSN Messenger) чрезвычайно сложно: функциональные возможности у всех продуктов сходные, а выбор конкретного IM определяется исключительно тем, какую сеть обмена сообщениями предпочитает круг общения пользователя.

Популярность IM от Google должна повысить его тесная интеграция с Gmail: видеть статус собеседника и обмениваться сообщениями можно непосредственно из окна просмотра почтовых сообщений Gmail.

Вероятно, аудитория активных пользователей мессенджера Google (около 1 млн человек) совпадает с аудиторией почтовых клиентов.

В перспективе набор традиционных средств взаимодействия между пользователями пополнится возможностями голосового общения (интернет-телефонами) и видеоконференций. Программу для интернеттелефонии Skype загрузили уже свыше 65 млн человек. Но сервис Skype купила другая крупная интернет-компания - eBay, и Google, включившая средства голосового общения в свой мессенджер Google Talk,- теперь придется конкурировать с самым сильным брэндом в области интернет-телефонии.

Маневры Microsoft

Microsoft, не желая оставаться в стороне от тенденции переноса приложений с настольных компьютеров в интернет, пытается адаптировать традиционную модель продажи своих продуктов к новым условиям.

Cначала Microsoft ввела понятие "жизненного цикла программного обеспечения", по окончании которого поддержка старых версий просто прекращается. Инициатива была направлена на стимулирование пользователей (прежде всего корпоративных) к переходу на новые версии операционных систем.

Затем корпорация изменила условия программ корпоративного лицензирования операционных систем и офисного ПО: сейчас срок действия практически всех программ лицензирования ограничен двумя или тремя годами. Иными словами, покупатель ПО не получает его в бессрочное пользование, а по окончании срока действия вынужден будет заключать новое соглашение с новыми выплатами.

Недавно Microsoft сообщила о новой инициативе- предоставлении ПО в рамках набора сервисов под общим брэндом Microsoft Live. Первым программным продуктом, распространяемым по такой схеме, стал Windows Live OneCare, предназначенный для обеспечения безопасности персонального компьютера. Это загружаемое и локально устанавливаемое приложение тесно интегрировано с веб-сервисами (обновление антивирусных баз, списка уязвимостей и т.

п.), и Microsoft продвигает его не как продукт, а как услугу: годовое обслуживание трех ПК за $20, сама программа - бесплатно.

В интернете уже появилась бета-версия веб-продукта Windows Live, которая полностью повторяет идеологию и возможности персонализированной стартовой страницы Google.

Кроме того, Microsoft планирует запуск набора веб-сервисов для частных пользователей и малого бизнеса Office Live: это будет площадка для создания веб-узла компании, включая регистрацию доменного имени и хостинг, веб-почта с адресами в зарегистрированном домене, веб-средства управления проектами, сотрудниками и взаимодействием с клиентами.

Показательно, что Microsoft, следуя своей традиционной практике "перекрестного опыления" и игнорирования альтернативных решений, сделала сервисы Windows Live доступными только при использовании браузера Internet Explorer, тогда как веб-сервисы Google поддерживают все распространенные альтернативные браузеры, такие как Opera и Firefox.

Наступление Google

В марте 2006 года Google приобрела Writely - небольшую компанию, разработавшую текстовый редактор, функционирующий в виде веб-сервиса. Он позволяет создавать и редактировать документы через веббраузер, совместим с различными форматами файлов, имеет встроенную проверку орфографии, возможности совместной работы над документами и другие функции, характерные для серьезных офисных редакторов. Имея опыт создания такого продукта, команде разработчиков Writely не составит труда выпустить и другие вебслужбы, дублирующие основные офисные приложения, те же электронные таблицы например.

В середине апреля Google запустила тестирование нового сервиса - Google Calendar, предназначенного для календарного планирования списка дел и событий. Веб-сервис функционально аналогичен планировщику Outlook, но, благодаря размещению в интернете, имеет ряд преимуществ: открыть календарь или выбранные задачи для просмотра, пригласить коллегу для участия в запланированном мероприятии можно одним щелчком "мыши".

Следующей большой новинкой от Google, по всей видимости, станет сервис по хранению пользовательских файлов в Сети. В презентации, случайно выложенной в открытом доступе на веб-узле Google, говорилось: "Обладая бесконечно большими хранилищами, мы можем хранить все файлы и данные пользователей -сообщения электронной почты, историю веб-серфинга, изображения, закладки и т. п., предоставляя доступ к этим данным откуда угодно, с любого устройства". А на внутренней конференции аналитиков компании СЕО Google Эрик Шмидт подтвердил, что целью компании является хранение в интернете всех без исключения данных пользователя.

Бесплатно-рекламная модель

Так что Google теперь - не только компания, разработавшая поисковый движок и обеспечивающая услуги по поиску информации в интернете. Благодаря своей идеологии обеспечения доступа пользователей к любым необходимым им данным, Google встраивается в коммуникации между компаниями и их потенциальными клиентами, получая прибыль за счет контекстной рекламы.

Такая бизнес-модель позволяет предлагать пользователям большое количество бесплатных сервисов, и чем больше информации пользователи находят, получают и обрабатывают с помощью этих сервисов, тем более эффективно работает рекламный механизм.

Нельзя сказать, что Google непосредственно конкурирует с Microsoft на рынке продажи ПО конечным пользователям.

Вместо этого компания борется за внимание пользователей, получая возможность собирать доходы от контекстной рекламы. Для роста этих доходов необходимо, чтобы пользователи как можно больше времени проводили на веб-узлах провайдера рекламы и переносили туда как можно больше своих данных любого формата: почтовые сообщения, блоги, фотографии, текстовые документы, контакты - все, что поможет лучше понять потребительские предпочтения потенциального покупателя и точнее таргетировать рекламу.

В интернет-экономике ценность представляют не доллары пользователей, которые они все равно стремятся сохранить при себе, мигрируя в сторону бесплатного или условного бесплатного программного обеспечения. Главную ценность представляет каждая секунда времени их пребывания на веб-узлах, способных помимо нужной информации и услуг, предложить ненавязчивую контекстную рекламу, отобранную на основе анализа интересов и пользовательских предпочтений.

Последний бастион

Важной причиной роста популярности веб-приложений, полностью базирующихся в интернете и не требующих со стороны пользователя ничего кроме наличия веб-браузера, становится смена концепции рабочего места и рабочей среды. Возможности новых вебслужб сводят на нет необходимость в стационарной работе: персональные компьютеры с установленным и настроенным набором программного обеспечения как раз и создают новую среду, в которой эффективная работа возможна из любого места, где есть соединение с интернетом, и с любого устройства, на котором можно запустить веб-браузер.

Последним бастионом традиционного бизнеса производителей ПО скоро останется операционная система. Ее не так-то просто заменить интерактивными сервисами. Если Google и соберется выпустить собственную операционную систему, как прогнозируют некоторые аналитики, то это наверняка будет бесплатный и максимально облегченный продукт, адаптированный для работы на весьма широком наборе устройств, в том числе мобильных.

В конце января 2006 года Google подтвердила, что ведет работы над собственным вариантом дистрибутива Linux - операционной системы, бесплатно распространяемой под открытой лицензией. Объемы задействованных ресурсов и цели разработки компания не раскрывает. Основной проблемой, препятствующей широкому распространению операционных систем Open Source, остается недостаток прикладного программного обеспечения под эти ОС. Реализация основных функций ПО в виде вебсервисов позволяет решитьэту проблему.

как закалялась google

Основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин познакомились в Стэнфордском университете в 1995 году. В начале 1996 года они приступили к разработке поискового «движка» BackRub, основанного на уникальном механизме анализа ссылок, ведущих на индексируемый веб-узел. В середине 1998 года компаньоны приобрели терабайтный дисковый массив: размещенный в комнате Ларри, он стал первым data-центром Google. Сергей Брин пытался найти покупателей на BackRub, но наталкивался везде на отказы. Руководитель одного из интернет-порталов, например, заявил ему: «Наша поисковая система на 80% так же хороша, как у конкурентов, и этого вполне достаточно: наших пользователей не очень-то волнует качество поиска». Дэвид Фило, друг Пейджа и Брина и основатель компании Yahoo!, посоветовал партнерам создать собственную компанию и самостоятельно развивать технологию. Первым инвестором, вложившим в Google $100 тыс., стал Энди Бэчтолшейм, один из основателей Sun Microsystems.

К середине 1999 года Google привлекла $25 млн от ведущих венчурных фондов. К концу 2000 года серверы компании ежедневно обслуживали более 100 млн поисковых запросов, а в четвертом квартале 2001 года Google, в отличие от многих других интернет-сервисов, стала прибыльной компанией. В августе 2003 года акции компании были выведены на биржу NASDAQ. Чтобы не попасть под контроль крупных корпораций, на бирже размещались только неголосующие акции.

IPO Google вызвало большой ажиотаж, и многие сотрудники компании, владеющие опционами и пакетами акций работодателя, за неделю стали миллионерами. А основателей Google журнал Forbes назвал самыми молодыми миллиардерами планеты.

За первый квартал 2006 года доход Google составил $2,25 млрд, что на 79% превышает доход за аналогичный период прошлого года и на 17%- доход за предыдущий квартал. По состоянию на 31 марта 2006 года на компанию по всему миру работали 6790 сотрудников. По неофициальным сведениям, в течение этого года Google откроет в Москве центр исследований и разработок, который возглавит Сергей Бурков, бывший глава интернет-компании Dulance, недавно приобретенной Google. Московский центр станет 13-м по счету инженерным офисом компании: помимо США, такие центры уже работают в Великобритании, Израиле, Норвегии, Японии, Швейцарии и Индии.



АНДРЕЙ ВИНОКУРОВ, IONE, СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ГАЗЕТЫ "БИЗНЕС".

Деловая газета "Бизнес"