27.12.2005

Бескомпромиссные итоги рекламного года. Выбор Васюхина.

Влад Васюхин,

специально для Sostav.ru




Не знаю, как для вас, а для меня уходящий год сложился довольно симпатично! Дабы не злить своих заклятых друзей и преданных поклонников моего искрометного таланта, не буду перечислять собственные успехи, достижения, гонорары и удовольствия. Упомяну лишь об одном «подвиге Геракла»: я перестал писать о рекламе и чувствую себя превосходно!..

И все же бескомпромиссные итоги рекламного года – это как «Ирония судьбы» и абхазские мандарины. Это как борщ у Логвина в студии в пятницу. Это… в общем, это святое. Поэтому зорко оглядываюсь на то, что было в индустрии, и…   

СОБЫТИЕ ГОДА:

Отсутствие Событий.

Российский рекламный креатив в 2005 году находился в застое. Стагнация. Кризис идей.

АГЕНТСТВО ГОДА:

«Родная речь» [Москва]




Ошибаются? Заблуждаются? Да, и один из примеров будет ниже.

Будоражат и раздражают индустрию своим «Овип Локосом»? Да!

Ищут и порой находят? Да»!

Выигрывают тендеры и фестивали? Yes!

Илья Оленев и Сергей Коптев – приятные люди? Кто бы спорил…

И название у агентства хорошее. В общем, мой выбор – «Родная речь».   

РЕКЛАМОДАТЕЛЬ ГОДА:

Пиво «Т»




ПЕРСОНА ГОДА:

Александр Шевелевич,

креативный директор агентства D'Arcy Украина [Киев]



Он принадлежит трем славянским народам: белорус, работающий в Киеве на российские бренды (в том числе). Он большой, его хватает на всех. Он талантливый: «Каннский лев» 2005 года – бесспорное свидетельство тому. Признать «иностранца» «персоной года» в России? А почему нет? Можно же признать в России  Софию Ротару или, прости Господи, Верку Сердючку, певицей года? Why not?  

ПОБЕДА ГОДА:

Дизайн-студия «Парк» [Москва]

Гран-при фестиваля Golden Drum в конкурсе Интернет – это серьезно!



ПОРАЖЕНИЕ ГОДА:

Андрей Дементьев против Владимира Евстафьева (программа «К барьеру!», НТВ).



Никогда не видел г-на Евстафьева таким неубедительным, как в этой дискуссии на тему «Реклама спаивает Россию».

СЛОГАН ГОДА:

«Хозяин в доме – бесценно».

Компания MasterCard.

ЦИТАТА ГОДА:

 «Реклама – это система злостного кодирования людей, и по сути – это медийный фашизм».

Александр Дугин, философ

РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА:

1. Ролик великого кинорежиссера Эмира Кустурицы для кетчупа «Цыганский» / агентство «Родная речь».



От этого ролика многие ждали так много, еще бы – Кустурица! Поэтому впечатление, что гора родила мышь оказалось весьма сильно, и ругали этот ролик незаслуженно много и резко. Ну, не шедевр, да. Но ведь и не «ужас, ужас, ужас».

А счастье было так возможно…

2. [без]деятельность Клуба арт-директоров России.



В прошлом году я назвал создание ADCR «событием года». Увы, год 2005 не оправдал моих надежд. Тогда я писал: «Хочется верить, что создание Клуба арт-директоров России и организуемый сейчас ADCR национальный конкурс (лучшая альтернатива ММФР), положительно повлияют на нашу рекламу». Ни на что они не повлияли. По поводу моего отчета с первой церемонии вручения наград ADCR («стеклянных сперматозоидов» в Музее А.С.Пушкина) читатель под ником bizon заметил: «К сожалению, церемония награждения и креатив мероприятия – очень четкая метафора дел в креативном цехе индустрии – глубоко наметившегося застоя. Креативные директора ТАК придумали и провели СВОЕ событие. СМЕШНО и ГРУСТНО».

Персональные номинации

КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР ГОДА:

Илья Оленев,

агентство «Родная речь» [Москва]



АРТ-ДИРЕКТОР ГОДА:

Анатолий Зенков,

дизайн-студия «Парк» [Москва]

РЕЖИССЕР ГОДА:

Виталий Кокошко,

студия «Кинограф» [Киев]



ДИЗАЙНЕР ГОДА:

Анна Мухина,

дизайн-студия «Мухина» [Ижевск]



АУДИО-ЧЕЛОВЕК ГОДА:

Павел Егоров,

студия «Эго-про» [Москва]



РЕКЛАМНЫЙ ЖУРНАЛИСТ ГОДА:

Юлия Богатко [Sostav.ru]

Илья Рудерман [Sostav.ru]

РЕКЛАМНОЕ ИЗДАНИЕ ГОДА:

Сайт adme.ru

На мой вкус, это самое креативное, тонкое и живое СМИ, посвященное рекламе.

РЕКЛАМНЫЙ ОБРАЗ ГОДА:

Мария Шарапова



Тут даже обсуждать нечего: угнаться за Марией в рубке рекламных денег не может ни один из российских VIP.  Хотя, честно сказать, девушку жалко: если верить тексту, который она озвучивает в ролике дезодоранта, Мария находится «в движении 24 часа в сутки, семь дней в неделю». Просто перпетум мобиле какой-то! Когда же она, бедняга, спит?!

ГОСТЬ ГОДА:

Стефан Загмайстер [Stefan Sagmeister]



ЮБИЛЯР ГОДА:

Владимир Чайка



Одному из трех главных дизайнеров страны исполнилось 50 лет. День его рождения, 9 сентября, был неофициально объявлен «днем дизайнера-графика». 

ВИДЕО ГОДА:

«Поросенок» / Stella Artois / Lowe Adventa [Москва]

ПОСТЕР ГОДА:

Не обнаружен.

В этой номинации было бы логично объявить победителем постер «Помидор» от столичного агентства Young & Rubicam, взявший Гран-при на последнем ММФР и бронзу «Золотого барабана». Но, увы. Мои добровольные осведомители донесли, что этот плакат не был принят заказчиком [Heinz] и нигде никогда не публиковался. Выходит, что солидное сетевое агентство получило свои призы, мягко говоря, не очень честно?! Буду рад, если мне предоставят доказательства обратного.



ОТКРЫТИЕ ГОДА:

Дизайн-студия «Парк» [Москва]



УТРАТЫ ГОДА:

Александр Эйдинов [Филипп Александров]

Юрий Заполь

Специальные номинации

УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ:

Ребрендинг компании «Билайн».



Эффект этого грандиозного мероприятия по перекраске вывесок вызывает сомнение. А свежая кампания с «мобильными вампирами»  –  раздражение. Пчелка была куда как симпатичнее…

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА:

Юбилейный, 15-й Московский международный фестиваль рекламы.

Хотел бы написать: No comment, так ведь потребуют объяснений. К счастью, в этом году я был избавлен от необходимости писать репортажи с ММФР. Посетил лишь одну из его церемоний (да и то не по своей воле). И с удовольствием прочитал в репортаже одной из своих коллег, которая на фестиваль исправно ходила: «Журналисты несколько обиделись ремаркой директора фестиваля Елены Нарышкиной относительно того, что их (нас, то есть) маловато как-то. И в ответ злобно (профессия обязывает!) попытались выяснить, почему так мало на конференции членов жюри. Ситуацию спас тактичный президент ММФР Игорь Янковский: «Мы еще учимся, молодые. Но стараемся: в следующий раз учтем и исправим».

Эту «Песню про тревожную молодость», г-н Янковский исполняет уже который год. На 15-ом году существования ММФР пора бы повзрослеть. Но ничего они не учтут и не исправят. А журналистам (даже такому динозавру, как я) это мероприятие скучно. Вот и не ходит почти никто.    

МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ – ТОЛЬКО ТЕШАТСЯ:

Возвращение Самвела Аветисяна к Олегу Тинькову.

В прошлом году они неожиданно развелись, и Олег Тиньков заявил мне в интервью буквально следующее: «Я ему не раз и не два, а десять раз говорил: «Ты никакой не директор по маркетингу! Что такое директор? Это человек, работающий с цифрами, это менеджер, это управленец, это математик, человек-калькулятор, аналитик. А ты, Самвел, очень творческий. У тебя в команде – разброд и шатание, полная бесконтрольность». <…> Самвел не в состоянии управлять людьми. Он очень добрый, очень мягкий. Я вытащил его в свое время из Публичной библиотеки в Петербурге, и всю жизнь его вел. И у нас он от метро перешел к «Мерседесу», от съемной квартиры – к трехкомнатной в центре Москвы и так далее. Но в данном случае он мне не поверил, не послушал. Я говорил: «Работай вторым человеком в компании, над тобой будет более рациональная власть». Его это обидело: «Как же так! Я же здесь вырос! Я могу только тебе подчиняться, потому что я такой великий!» «Ну, Самвел, тогда ауф видерзейен». Вот вся история».

А вскоре Самвел вдруг – бац! – и вернулся в компанию «Тиньков» в прежнем качестве. Но в этом году Олег Тиньков свой бизнес удачно продал. И я, например, перестал с тех пор пить его пиво…

ЧТО ПОДЕЛАТЬ – МОЛОДЕЖЬ, НЕ ЗАДУШИШЬ, НЕ УБЬЕШЬ:

Публичный отказ молодых креаторов Сергея Пронина и Стаса Ушакова продолжать участие во втором туре конкурса молодых креаторов в рамках ММФР.

Одни говорят, что это бесхарактерность, другие, что поступок. Ребята хлопнули дверью перед носом организаторов ММФР, которые никогда не отличались ни профессионализмом, ни уважением к участникам «их» фестиваля. Признаюсь, я отговаривал Пронина и Ушакова от этого шага (звонили ведь, советовались). Но все-таки бескомпромиссность – признак молодости. Не так ли?! 

С Новым годом!