27.12.2005

Роскинорастат. Компания «Российский кинопрокат» совершенно не оправдывает вложенных в нее средств, решили в Счетной палате

 

Александр Поливанов

Компания «Российский кинопрокат», как и большая часть российского кино, совершенно не оправдывает вложенных в нее средств, решили в Счетной палате. Аудиторы подсчитали, что затраты «Роскинопроката» на прокат лишь одного фильма – «Кино про кино» – превысили доходы в 61 раз.

Деятельность компании «Российский прокат», которая была создана в 2001 году специально для показа зрителю отечественного кино, оказалась крайне невыгодна с экономической точки зрения. Такие выводы сделали в Счетной палате, ознакомившись с финансовыми документами компании.

В сообщении Счетной палаты отдельным пунктом указано, что в ходе проверки не было обнаружено нецелевого использования средств. Но несмотря на это, предприятие показало просто фантастические убытки. Расходы на прокат фильмов составили с 2002 года по сентябрь 2005 года 106,4 млн рублей, оказавшись больше доходов в шесть раз.

Отдельные позиции финансовой отчетности аудиторов Счетной палаты особенно впечатлили, хотя, казалось, за долгие годы работы они должны были привыкнуть ко всему.

Расходы на прокат фильма «Кино про кино» (режиссер Валерий Рубинчик) в 61 раз превысили доходы, «Брейк-пойнт» (Марек Новицкий) – в 57 раз, «Дневника камикадзе» (Дмитрий Месхиев) – в 34 раза, «Егерь» (Александр Цацуев) – в 30 раз, «Благословите женщину» (Станислав Говорухин) – в 24 раза, «Мой сводный брат Франкенштейн» (Валерий Тодоровский) – в 17 раз, поразились в Счетной палате.

Кинопродюсеры, правда, отмечают, что «Роскинопрокат» изначально не задумывался как проект, приносящий прибыль, поэтому претензии Счетной палаты не вполне обоснованны. Компания была учреждена в апреле 2001 года президентским указом. В штате «Роскинопроката» – 37 сотрудников, его деятельность на 70% финансируется из бюджета. По уставу, основными задачами компании было не зарабатывание прибыли, а «доведение до массового зрителя высокохудожественных кино- и видеопроизведений отечественного и зарубежного производства, создание и внедрение новой техники и технологии показа кинопроизведений на базе отечественных разработок».

«Деятельность Роскинопроката изначально не рассматривалась как коммерчески выгодная и таковой не будет. Более того: государство должно определить для себя, будет ли оно стремиться к тому, чтобы прокатывать кино в селах, задействовать те киноустановки, которые существовали в советское время. Если да, то это потребует куда больших расходов, чем тратиться на поддержку кино и деятельность Роскинопроката сейчас», – рассказал «Газете.Ru» кинопродюсер Владимир Муров. Он также отметил, что в мире есть всего три страны, где кино не поддерживается на государственном уровне: США, Индия и Пакистан. «Поэтому, безусловно, российское кино нуждается в поддержке, потому что прокат российских картин на сегодняшний день убыточен – за исключением нескольких случаев, когда в рекламу вкладываются огромные деньги («Ночной Дозор», «9 рота»), – считает Владимир Муров.

Впрочем, эксперт пояснил «Газете.Ru», что превышение расходов на прокат одного фильма над доходами в 50–60 раз ему все-таки кажется «чрезмерным»

В 2005 году общие сборы российских фильмов составили $78 млн. В то же время на развитие кинематографии из бюджета будет выделено в 2006 году до $63 млн.


Но экономическая неэффективность – не единственное обвинение Счетной палаты. Компания обвиняется также в нарушении закона об авторском праве и нарушении налогового законодательства – а эти обвинения могут оказаться куда более серьезными, чем первое.

Государственные контракты на поддержку в прокате фильмов «В движении», «Раскаленная суббота», «Егерь», «Брейк-пойнт» на общую сумму 19,5 млн рублей были заключены при отсутствии у Роспроката исключительных прав на прокат данных фильмов, а в процессе проката было установлено несколько случаев передачи исключительных прав на прокат фильмов одновременно нескольким сторонним организациям, указано в отчете Счетной палаты.

Кроме того, не были осуществлены необходимые организационные мероприятия, не издавались нормативные правовые акты, с 2003 по 2005 года не избирался совет директоров и ревизионная комиссия. Не осуществлялась ежегодная ревизия финансово-хозяйственной деятельности и не утвержден аудитор на 2002–2003 годы.

Но ответить на эти обвинения «Российский прокат» сможет уже только после праздников. Как сообщили «Газете.Ru» в гильдии продюсеров России, членом которой является Виктор Глухов (руководитель Роспроката), продюсера не будет в Москве до 10 января.

Газета.RU