27.12.2005

Москва очистила бензин. Московские власти опубликовали список заправок, на которых продается некачественный бензин



Михаил Краснов

В число недобросовестных АЗС попали колонки «ЛУКойла» и «Русснефти». По оценкам специалистов, около трети всего бензина в Москве не соответствует ГОСТам.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы опубликовал результаты проверки заправок столицы за 2005 год. Всего было проверено 220 АЗС, в 48 случаях топливо, реализуемое заправками, было признано несоответствующим экологическим требованиям, что повлекло за собой привлечение владельцев к административной ответственности.

Проверки проводились согласно закону города Москвы «Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям».

По 37 постановлениям штрафы уже были выплачены или направлены судебным приставам для взыскания штрафа в порядке исполнительного производства. По 11 решениям срок уплаты не наступил или постановление не вступило в силу, сообщают московские чиновники.

В департаменте решили опубликовать список АЗС, в отношении которых суд уже принял решение. Среди недобросовестных торговцев бензином оказались две станции, работающие под маркой «ЛУКойла», и четыре станции ассоциации «Гранд», принадлежащей «Русснефти».

В нефтяной компании Михаила Гуцериева заявили, что проведут расследование на АЗС, а причиной продажи некачественного топлива назвали процесс «перехода сети бензоколонок под непосредственный контроль «Русснефти».

«У нас очень жесткая система контроля, есть службы, которые занимаются проверкой бензина на АЗС. Есть и выездные лаборатории, проверяющие состав топлива, есть служба безопасности, осуществляющая локальный контроль над АЗС», – объясняет вице-президент «Русснефти» Эдуард Саркисов. «Система контроля пока не отлажена до конца, так что на местах вполне возможны неприятные инциденты», – добавили в пресс-службе «Русснефти».

Но в Московской топливной ассоциации проверки московского департамента называют «кривым зеркалом» общероссийской ситуации. «Экологические нормы, которые предъявляют в департаменте, выше, чем ГОСТы, – возмущается исполнительный директор ассоциации Григорий Сергиенко. – То есть на заводе топливо изготавливают по одним стандартам, а в Москве его проверяют по другим, и если ГОСТы разрешают не более 10 миллиграммов свинца на литр бензина, то законы Москвы – не более 5 миллиграммов. Столицу вынуждают ездить по стандарту «Евро-3», тогда как вся Россия с 20 апреля 2006 года введет только «Евро-2».

Но проблема некачественного топлива действительно очень серьезна, отмечают в департаменте природопользования Москвы. «По оценкам специалистов, около трети всего реализуемого в столице бензина не соответствует не то что экологическим нормам, а даже ГОСТам. И наши проверки эти цифры подтверждают», – сообщили в пресс-службе департамента.

Однако специалисты не вполне разделяют выводы чиновников. «Не весь прямогонный бензин идет на АЗС, он востребован и в химической промышленности, так что точное количество неликвида определить довольно сложно», – считает аналитик Центра исследований конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес» Марина Ковалева.

Основными поставщиками топлива, не соответствующего стандартам, эксперты называют АЗС-«одиночки». «Частники должны купить бензин по более низкой цене, поэтому они не могут позволить себе проводить проверку качества подобно крупным компаниям, – отмечает Марина Ковалева. – Последние позиционируют собственные АЗС именно как гарантию качественного топлива».

Существует и проблема продажи низкокачественного топлива под видом высококачественного, – добавляет Григорий Сергиенко. – Прямогонный бензин с присадками продают как Аи-92.

Московские власти намерены пристально следить за бензиновым рынком, обещают в департаменте природопользования. «Власти явно занялись рынком бензина. Так, со следующего года будет введен акциз на прямогонный бензин в размере 2767 рублей за тонну, – говорит Марина Ковалева. – «Черный список», опубликованный властями столицы, подтверждает серьезность намерений по улучшению качества бензина. Дополнительные инициативы, к примеру, знак «Экологическое топливо» на АЗС, который хотят ввести в правительстве Москвы, могут серьезно улучшить ситуацию на столичном рынке». «В следующем году правительством будет введен технический регламент, где четко прописаны категории топлива, а следовательно, будет установлен контроль за качеством, – добавляет Григорий Сергиенко. – Однако процесс контроля качества должен регулировать сам рынок. Этого, к сожалению, пока не происходит».

Газета.RU