27.12.2005

«Русснефть» рассекретили



«Русснефть» – это семейный бизнес. Михаил Гуцериев и его родственники контролируют 100% акций нефтяной компании. Для того чтобы лучше подготовиться к IPO, «Русснефть» намерена скупать активы ЮКОСа.

Президент «Русснефти» Михаил Гуцериев рассекретил владельцев нефтяной корпорации. Оказалась, что одна из самых быстрорастущих компаний в российской нефтяной отрасли – это семейный бизнес. Стоимость «Русснефти», по оценкам экспертов Газпромбанка, составляет $3,5-$4 млрд. «Русснефть» является частной компанией, ее совладельцами являются несколько физических лиц. Контрольный пакет принадлежит мне – до 70% контролируется мной. Остальной пакет контролируется моими родственниками», – признался бизнесмен.

Бизнес Михаила Гуцериева связан с БИН-банком, руководит которым тесть Гуцериева – Михаил Шишханов. Брат главы «Русснефти» Саит Гуцериев управляет строительными и торговыми проектами ПФК БИН. По мнению экспертов, именно эти люди могут выступать совладельцами «Русснефти». Официальные представители компании отказываются полностью раскрыть структуру собственности. С Михаилом Шишхановым связаться не удалось.

«Всегда считалось, что «Русснефть» – компания Михаила Гуцериева, – поясняет эксперт компании «Интерфинтрейд» Ариф Зейналов. – Наиболее близок к нему президент БИН-банка Михаил Шишханов. Возможность вхождения компании Glencore в капитал «Русснефти» существует. Но у самой Glencore может быть структура собственности, схожая с «Русснефтью». Долей в этой компании может владеть сам Гуцериев или его партнер по многим проектам Сулейман Керимов».

Михаил Гуцериев создал «Русснефть» в сентябре 2002 года, после ухода из государственной компании «Славнефть», контрольный пакет которой был приватизирован в декабре 2002 года. Компания Гуцериева организовала масштабную скупку некрупных активов в нефтяной отрасли. По данным участников рынка, средства на реализацию агрессивной стратегии «Русснефть» получала от швейцарского концерна Glencore в залог 49% собственных акций. Позднее Гуцериев вернул акции из-под залога. Стремительное расширение компании Гуцериева получило одобрение Кремля, уверены эксперты нефтяного рынка.

До последнего времени «Русснефти» для создания вертикально-интегрированной структуры не хватало собственных нефтеперерабатывающих мощностей. Но на прошлой неделе компания выкупила часть активов концерна ТНК-BP – «Саратовнефтегаз», «Оренбургнефтепродукт», Орский НПЗ и Нефтемаслозавод (Оренбург). Объем добычи нефти «Саратовнефтегаза» составляет 42 тыс. баррелей в день в нефтяном эквиваленте, величина доказанных и вероятных запасов – 163 млн баррелей. «Оренбургнефтепродукт» владеет 101 АЗС и 37 нефтебазами. Плановая мощность «Орскнефтеоргсинтеза» – 6,7 млн тонн. Также Михаил Гуцериев приобрел нефтеперерабатывающий завод в Краснодарском крае – «Краснодарэкононефть». Новые приобретения обошлись «Русснефти» в $1 млрд, сообщил глава компании в понедельник.

Помимо нефтеперерабатывающих заводов «Русснефть» интересуется трубопроводами. Компания уже получила одобрение российского правительства на покупку доли ЮКОСа в словацкой трубопроводной компании Transpetrol. «Они выставляют этот пакет. Мы хотим его купить», – отмечает Михаил Гуцериев. По словам главы компании, подав заявку на покупку актива ЮКОСа в Словакии, «Русснефть» руководствовалась не политическими, а экономическими соображениями. По словам Гуцериева, «Русснефть» поставляет собственную нефть в этот регион. «Чтобы поставлять нефть, нам выгодно иметь эту трубу», – пояснил владелец компании. За долю ЮКОСа в Transpetrol «Русснефть» может заплатить «на несколько миллионов долларов» больше стоимости, выплаченной ЮКОСом в 2001 году ($74 млн).

Другие мелкие активы ЮКОСа также интересуют Гуцериева. В частности, Сызранский НПЗ. А также нефтеперерабатывающие активы в Башкирии. «Если Сызранский и башкирские НПЗ будут выставлены на конкурс, то «Русснефть», возможно, рассмотрит вопрос об их приобретении», – заявил президент «Русснефти».

Аналитики уверены в том, что частичное раскрытие информации о владельцах «Русснефти» и активизация Гуцериева на рынке слияний и поглощений говорят о том, что завершается подготовка компании к первичному размещению акций на бирже (IPO). В «Русснефти» «Газете.Ru» заявили, что дата IPO не определена.

«Компания активно расширяется. Приобретает нефтеперерабатывающие предприятия. А инвестиции в нефтепереработку положительно отражаются на капитализации. Это знаковый элемент предстоящего IPO», – отмечает Ариф Зейналов.

Для повышения привлекательности компании в глазах инвесторов менеджмент «Русснефти» оптимизирует структуру активов. Накануне «Русснефть» продала контрольный пакет акций «Волганефти» компании «Самара-Нафта», купив взамен проданного актива «Удмуртгеологию» с годовой добычей около 200 тыс. тонн нефти. Компания была продана «Самаре-Нафте», поскольку этот актив находится в непосредственной близости с основными месторождениями самарской компании. В свою очередь, «Русснефть» достигла договоренности о приобретении Удмуртгеологии, добывающей нефть в Удмуртии, где работают еще несколько дочерних структур «Русснефти», сообщил Михаил Гуцериев. //Петр Канаев

Газета.RU