26.12.2005

"Ашан" заморозил водку



СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

На прошлой неделе сетевой ритейлер "Ашан" объявил поставщикам алкогольной продукции, что в 2006 году им придется поставлять свои товары по ценам нынешнего года. Для поставщиков инициатива ритейлера оказалась неприятным сюрпризом: многие из них планировали повысить отпускные цены на 5-10% уже в январе. Конкуренты "Ашана" пригрозили расторгнуть отношения с теми поставщиками, которые согласятся с требованиями сети.
Свое обращение к поставщикам алкоголя "Ашан" распространил в минувшую среду по электронной почте. В письме, копия которого имеется в распоряжении "Бизнеса", поставщикам предлагается заключить договоры поставок на 2006 год по расценкам 2005-го. "Компания готова принять повышение цен только на размер увеличения акциза (с 1 января 2006 года размер акциза увеличивается с 34,45 руб. до 37,52 руб. за бутылку емкостью 0,5 л.- "Бизнес"). Повторное предложение о повышении цен вы можете прислать на рассмотрение через три месяца",- говорится в письме. Обращение получили большинство водочных производителей и дистрибуторов, работающих с ООО "Ашан". По их словам, всех поставщиков, которые откажутся работать на предложенных условиях, ритейлер пригрозил вывести из ассортимента.
Для многих поставщиков письмо "Ашана" стало неприятным сюрпризом. "Мы хотели с 1 января поднять свои цены на 5%. Это объективная мера, иначе начнем работать в убыток.
Инфляция растет, стоимость лицензии на выпуск алкоголя- тоже",- сетует топ-менеджер крупной водочной компании.
"Дорожают комплектующие, электроэнергия и т. д. Объективных причин снижать цены нет",- говорит генеральный брэнд-менеджер группы "Винэксим" (марка "Путинка") Станислав Кауфман.
Ужесточение политики ООО "Ашан" по отношению к поставщикам констатируют не только производители и дистрибуторы алкоголя. В нескольких компаниях, поставляющих в "Ашан" мясо и молочные продукты, "Бизнесу" сообщили, что сеть требует с января 2006 года увеличить скидки и срок товарного кредита (на 40%).
В пятницу в российском Auchan отказались от комментариев, сославшись на отсутствие руководства.
По словам одного из поставщиков "Ашана", в частных беседах сотрудники сетиобъясняют свои действия экспансией в регионы: в 2006 году сеть планирует выйти в Санкт-Петербург, Екатеринбург и Нижний Новгород. "По их словам, там покупатель беднее, чем в Москве, а рынки уже поделены между местными ритейлерами, поэтому, чтобы выйти успешно, французы хотят иметь "сокрушительные" цены"",- рассказал один из поставщиков.
Если в Москве покупатель оценивает магазин по ассортименту и уровню обслуживания, то в регионах критерий номер один - цена, констатирует гендиректор компании Gamma Consulting Олеся Змихновская.
""Ашану" необходимо перебить предложение "бюджетной" "Пятерочки", которая уже представлена во всех городах, куда они собрались",- говорит Змихновская. "В регионах просто безумный интерес к приходу "Ашана", как в свое время в Москве к приходу IKEA. Вкупе с "ударными" ценами это приведет в "Ашан" огромное количество покупателей",- отмечает Феликс Стетой, консультант сети "Мария-Ра" (Барнаул).
По словам поставщиков, многие из них надеются "решить вопрос" на встречах с представителями "Ашана" на этой неделе. Однако другие ритейлеры уже обещают поставщикам разорвать с ними контракты, если те уступят французам. "Никто из игроков не должен получать эксклюзивные условия. Если алкогольщики не станут повышать цены для "Ашана", тогда не должны и для остальных",- недоволен гендиректор сети "Патэрсон" Юрий Яковчик. С ним соглашается гендиректор "Копейки" Сергей Ломакин: "Такие же цены придется давать и другим.
Впротивном случае с этими поставщиками нам придется расстаться".
"Ашан" входит в пятерку крупнейших ритейлеров России, у большинства поставщиков на эту сеть приходится от 2% до 8% продаж. Поэтому мнения поставщиков разошлись. ""Ашан" - крупнейший клиент, на него приходится 6% сбыта. У других сетей объемы как минимум на 50% меньше.
Придется соглашаться",- говорит сотрудник одной из дистрибуторских компаний.
А вице-президент по маркетингу группы "Русский алкоголь" Вадим Касьянов настроен более решительно: "Вместо того чтобы корректировать свои наценки, ритейлеры вмешиваются в наше ценообразование! Когда "Ашан" будет занимать в нашем портфеле 70%, тогда и будем соглашаться на все его условия. Покаже на него приходится только 2-3% реализации. Если мы дадим ему эксклюзивные условия, значит, поломаем всю свою дистрибуцию и потеряем оставшиеся 98% сбыта. Зачем нам это?"



Деловая газета "Бизнес"