26.12.2005

"Русский алкоголь" хлопнул бутылкой. Компания вышла из двух алкогольных ассоциаций



выход Как стало известно Ъ, сегодня один из крупнейших производителей водки – компания "Русский алкоголь" (брэнд "Зеленая марка") официально объявит о выходе сразу из двух отраслевых объединений – Союза участников алкогольного рынка (СУАР) и Национальной алкогольной ассоциации (НАА). Учитывая, что на днях еще два лидера рынка – московский "Кристалл" и петербургская "Веда" решили создать новый союз, демарш "Русского алкоголя" грозит тем, что ныне существующие объединения производителей алкоголя будут представлять интересы второстепенных участников рынка.

О своем намерении выйти из СУАР и НАА Ъ сообщил директор по маркетингу компании "Русский алкоголь" Вадим Касьянов. По его словам, это решение стало следствием фактического бездействия ныне действующих союзов в лоббировании ряда принципиальных для отрасли вопросов. Один из них – это принятие Госдумой закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Закон был принят в июле этого года с рядом положений, которые могли фактически парализовать производство, торговлю и импорт алкоголя с 1 января 2006 года. И только в прошедшую пятницу (см. Ъ от 24 декабря) Госдума приняла ряд поправок к этому закону, исправляющих ситуацию. "Нашим именем просто прикрывались,– говорит директор по маркетингу 'Русского алкоголя' Вадим Касьянов.– Решались вопросы, не имеющие к нам никакого отношения, а на наши проблемы внимания никто не обращал. Смысла состоять в таких союзах нет!" В результате компания "Русский алкоголь" сегодня должна объявить о том, что выходит из СУАР и НАА. Пока никто из других участников рынка, так же как "Русский алкоголь", на конфликт с СУАР и НАА не пошел. Однако учитывая, что несколько дней назад ряд крупнейших производителей водки решили создать новое объединение – Российский союз производителей алкогольной продукции (см. Ъ от 20 декабря), очевидно, что действующие отраслевые объединения фактически уже потеряли своих самых авторитетных участников.

В Российский союз производителей алкогольной продукции (РСПАП) на сегодняшний момент дали согласие войти московский завод "Кристалл" (до сих пор не входил ни в какое объединение), холдинг "Веда" (входит в НАА), завод "Родник", ОАО "Брянскспиртпром", ОАО "Пензаспиртпром", ЛВЗ "Ярославский". По неподтвержденной информации, к объединению может присоединиться также крупнейший украинский производитель водки "Союз-Виктан", купивший в этом году завод в подмосковной Рузе. Суммарно все производители, решившие создать новый союз, контролируют более 35% продаж крепкого алкоголя в России. Вчера в СУАР и НАА не стали комментировать действия "Русского алкоголя". В то же время ряд участников рынка согласились с доводами "Русского алкоголя".

"Пока нет ни одной организации, которая реально помогала бы производителям алкоголя",– уверен глава калужской ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко. По мнению участников рынка, демарш его лидеров приведет к тому, что в скором времени СУАР и НАА превратятся в объединения мелких и средних компаний. Дело в том, что три компании, решившие создать новый союз, лидируют с большим отрывом от остальных участников рынка. Например, к ноябрю оборот московского "Кристалла" составил около 9 млрд руб., "Веды" – около 6 млрд руб., "Русского алкоголя" – более 4 млрд руб. "Структура нашего алкогольного рынка такова, что, несмотря на то что на рынке присутствует более чем три сотни производителей, по-настоящему крупными игроками являются буквально несколько компаний, занимающих первые строчки рейтинга,– говорит господин Зивенко,– и выход этих нескольких компаний из существующих ассоциаций будет иметь принципиальное значение".

РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ

КоммерсантЪ