23.12.2005

Злоключения американцев в России. Россия становится еще одной страной, в которой у GM появились проблемы



ЮРИЙ ХНЫЧКИН

Вчерашняя новость из Тольятти вряд ли осложнит и без того непростое положение корпорации General Motors, находящейся под угрозой утраты абсолютного лидерства в мировом автомобилестроении,- масштаб не тот. Однако намерение нового руководства АвтоВАЗа пересмотреть отношения с американцами в рамках действующего СП "GM-АвтоВАЗ" прозрачно намекает, что Россия становится еще одной страной, в которой у GM появились проблемы.

История проникновения автокорпорации №1 на российский рынок может войти в учебники в качестве впечатляющей череды ошибок и фатальных совпадений. Кажется, что с GM в России случилось все, что может случиться с западной компанией, выходящей на многообещающий, но специфический рынок. Первый местный производственный проект GM, инициированный еще в середине 1990-х, заключался в организации отверточной сборки на мощностях несуществующего Елабужского автозавода в Татарии. Досборка бразильских внедорожников Chevrolet просуществовала около двух лет, однако продукт оказался слишком дорогим для местного рынка и своей ниши не нашел. Следующая попытка американцев закрепиться в России поначалу казалась успешной: после долгих переговоров GM удалось договориться о создании совместного предприятия с флагманом отечественного автопрома - АвтоВАЗом. Завод в Тольятти к этому времени завершил разработку нового поколения модели "Нива", однако не имел средств на ее запуск в производство, поэтому американцы с их деньгами оказались весьма кстати. Перспектив проекту придавало намерение GM наладить экспортные поставки "Нив" на европейский рынок.

Однако доведение Chevrolet Niva до "евростандартов" затянулось, а параллельно GM увлеклась новой игрушкой - попавшими под ее контроль производственными активами обанкроченной корейской Daewoo Motor. Проект "евронив" на фоне громадья корейских планов захирел и в уходящем году окончательно угас. Еще одним просчетом стала постановка на конвейер СП второй модели - легковушки Opel Astra предыдущего поколения (Chevrolet Viva в российской версии).

Объявленные цены на новинку оказались неконкурентоспособными, а СП было вынуждено очень скоро скорректировать план производства Viva.

Теперь от новогоруководства АвтоВАЗа стало известно, что СП с американцами работает с нулевой или даже отрицательной рентабельностью.

Возможно, что GM подвела прижимистость. Некоторые эксперты говорят о том, что на АвТОВАЗе недовольны разделом прибыли от продажи продукции СП: она практически целиком достается корпорации.

Возможно, таким образом американцы пытаются компенсировать свои многолетние российские злоключения.

Деловая газета "Бизнес"