19.12.2005

"Автогражданка" - не подарок. Страхнадзор сворачивает рекламные кампании страховщиков



В субботу глава управления надзора и финансового контроля страхнадзора Виталий Метельков заявил, что восемь крупных страховщиков получили предписания из-за подарков, которые предлагаются ими покупателям полисов обязательного страхования автогражданской ответственности. Срок исполнения предписания истекает завтра. Компании ищут выход из сложившейся ситуации: непослушание регулятору грозит санкциями, а сворачивание рекламных кампаний – потерей клиентов и денег.

В выходные Федеральная служба страхового надзора (ФССН) проводила выездной семинар "Государственное регулирование страховой отрасли в 2006 году". В его кулуарах Виталий Метельков заявил, что восемь страховщиков получили предписания от ФССН по поводу подарков при покупке полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Список получивших предписания выглядит очень солидно. Среди них, например, лидер рынка ОСАГО – "Росгосстрах". Кроме того, в список вошли "РЕСО-Гарантия", "Ингосстрах", Московская страховая компания (МСК), МАКС, "Спасские ворота", Страховая компания правоохранительных органов и воронежская компания "Гранд". Надзор интересует, из каких средств компания оплачивает эти подарки. Если из страховых резервов, то это может подрывать платежеспособность страховщика. Кроме того, предоставление подарков по ОСАГО может вызвать у автовладельцев опасную мысль о завышенности тарифов. Ведь если компании тратятся на подарки, значит, они получают за "автогражданку" более чем достаточно.

Направление предписаний надзором по времени пришлось на пик перезаключения договоров ОСАГО, когда компании устраивают различные рекламные акции. Так, "Росгосстрах" с 15 декабря 2005 года по 31 января 2006 года дарит клиентам подарки на сумму от 1 тыс. рублей. Стоимость подарков доходит до 30% полиса. Например, при цене полиса 2-4 тыс. рублей компания дарит сертификат на бытовую технику в сети "Эльдорадо" на сумму 1 тыс. рублей. Если страховка стоит более 6 тыс. рублей, клиент получает парковочный радар. Акция "Росгосстраха" уже заинтересовала и антимонопольные органы. Как заявил Ъ замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров, его служба уже отправила письмо в Российский союз автостраховщиков по поводу "Росгосстраха". В нем говорится, что предоставление подарков к полису ОСАГО – это форма компенсации клиенту уплаченных им средств, что противоречит его обязанности страховаться за свой счет. Кроме того, ФАС считает, что подарки ставят под сомнение экономическую обоснованность тарифов по ОСАГО.

Тем не менее "Росгосстрах" сворачивать свою рекламную акцию не планирует. Об этом вчера заявил Ъ вице-президент "Росгосстраха" Игорь Игнатьев. "Мы исправляем замечания, выставленные нам надзором,– заявил он.– Мы планируем убрать с рекламных плакатов и растяжек словосочетание 'подарки от 1 тыс. рублей'. Кроме того, ФССН волновали налоговые последствия этих подарков. Мы ей ответили, что обязанность уплатить налог с этих подарков лежит на их получателе".

В МСК с 21 ноября всем приобретателям ОСАГО дарят 20 литров бензина марки АИ-95. В компании Ъ заявили: "Мы будем выполнять предписание надзора и свернем акцию".

В других компаниях новости о санкциях регулятора удивились. "Я могу только догадываться, что в каком-то регионе что-то произошло с нашей рекламой,– рассказал Ъ глава службы по связям с общественностью 'Ингосстраха' Владимир Клейменов.– Самого предписания мы пока не получали. Но вообще, это не характерно для нашей компании, мы не форсируем рынок ОСАГО и не намерены увеличивать долю этого вида в своем портфеле". "Предписания мы не видели, но слышали о нем,– заявил Ъ замгендиректора 'РЕСО-Гарантии' Игорь Иванов.– Для нас это очень странно, потому что политика компании сводится к тому, чтобы никаких подарков в ОСАГО не было. Однако я не берусь отвечать за брокеров или агентов, которые очень изобретательны и могут что-нибудь самостоятельно придумывать". "У нас такого предписания нет, поскольку у нас нет программы подарков по ОСАГО,– заявила Ъ и глава МАКСа Надежда Мартьянова.– Тарифы по 'автогражданке' едины, и они не должны уменьшаться на стоимость преференций клиентам по ОСАГО".

Ъ будет следить за развитием событий. ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА

КоммерсантЪ