16.12.2005


"Пятерочка" не стала размениваться из-за "Копейки", купив ее основного партнера за $90 млн



Вчера торговая сеть "Пятерочка" объявила о покупке розничной компании "Сеть розничной торговли" (СРТ), крупнейшего франчайзингового партнера своего основного конкурента – торговой сети "Копейка". За 25 магазинов ритейлера, из которых 14 работают под брэндом "Копейка", "Пятерочка" заплатила $90 млн. В "Копейке" уверяют, что потеря крупнейшего франчайзи не скажется на позициях сети. Однако эксперты считают, что действия "Пятерочки" негативно повлияют как на франчайзинговую программу "Копейки", так и на результаты намеченного на 2006 год IPO ритейлера. Сообщение о покупке 100% долей ООО "Сеть розничной торговли" вчера утром на Лондонской фондовой бирже распространила голландская компания Pyaterochka Holding NV. Как следует из сообщения, в рамках сделки компания приобрела 14 магазинов СРТ в Москве (они работают под брэндом 'Копейка'), 9 в Московской области и 2 во Владимире. Сумма сделки составила $90 млн, из которых $7 млн составляет долг СРТ торговой сети "Копейка". По словам главного исполнительного директора "Пятерочки" Олега Высоцкого, в течение двух месяцев компания намерена провести ребрэндинг магазинов и интегрировать их в свой бизнес. В СРТ вчера подтвердили факт продажи компании "Пятерочке". В "Копейке" сдержанно отреагировали на сообщение о покупке "Пятерочкой" своего крупнейшего франчайзи. В пресс-релизе, распространенном спустя два часа после объявления о сделке, компания указала, что потеря СРТ незначительна для ее бизнеса: "Доля 14 магазинов СРТ не превышает 4% EBITDA 'Копейки'". Кроме того, в компании заявили, что владельцы СРТ также предлагали им выкупить принадлежащие им магазины за $90 млн, однако это предложение было отклонено. "Сделка, предполагающая премию в размере 200%, была оценена как не соответствующая интересам акционеров компании... С учетом возможности компании открывать более 10 магазинов в месяц потеря 14 действующих магазинов СРТ может быть компенсирована в течение двух месяцев",– говорится в пресс-релизе "Копейки".

"Пятерочка" – крупнейший продуктовый ритейлер России. Насчитывает более 450 магазинов (около 140 из них франчайзинговые) в 12 регионах России, а также в Казахстане и на Украине. Оборот собственных магазинов сети в 2004 году составил $1,1 млрд, EBITDA – $112 млн, чистая прибыль – $74 млн. Сетью владеет зарегистрированная в Нидерландах компания Pyaterochka Holding NV. Капитализация компании составляет $2,235 млрд. ОАО "Копейка" управляет 112 собственными магазинами одноименной сети, еще 25 работают по франчайзингу. Оборот сети в 2004 году составил $424,3 млн, EBITDA – $27,1 млн, чистая прибыль – $15,2 млн. Основными акционерами компании являются ФК "Уралсиб" (50% акций) и топ-менеджмент компании. Договор франчайзинга с СРТ "Копейка" подписала в 2003 году. Оборот СРТ в 2005 году должен составить $120 млн.

Эксперты также называют сумму сделки завышенной, однако полагают, что у "Пятерочки" были свои причины переплачивать за СРТ. Во-первых, компании надо было повысить котировки своих акций, рухнувших на 35% после объявления о снижении прогноза выручки на $300 млн (см. Ъ от 12 декабря). "Цена за СРТ, конечно, слишком высокая. Но надо понимать, что для акционеров 'Пятерочки' эта покупка создаст существенную дополнительную стоимость и она будет торговаться дороже,– говорит аналитик ФК 'Уралсиб' Марат Ибрагимов.– Сразу после выпуска пресс-релиза котировки ее акций взлетели вверх (на 9%, впоследствии их рост скорректировался до 4%.– Ъ). Инвесторы поняли, что произошла та самая сделка, которая учитывалась в прогнозах 'Пятерочки'. Ритейлеру удалось погасить негатив на рынке и вернуть доверие к себе". Во-вторых, эксперты отмечают, что работающие в одном формате дискаунтеров "Пятерочка" и "Копейка" активно конкурируют на рынке франчайзинга. "'Копейка' была намерена активно развивать программу франчайзинга в Центральной России,– говорит аналитик ИК 'Финам' Владислав Кочетков.– Причем условия предоставления франшизы у нее были куда привлекательнее, нежели у конкурентов: ее стоимость составляет всего $50 тыс. против $750 тыс. у 'Пятерочки'. Не исключаю, что, купив СРТ, 'Пятерочка' хочет показать, что 'Копейке' не удастся повысить оборот с помощью франчайзинга (у 'Копейки' осталось 11 франчайзинговых магазинов.– Ъ). Покупка СРТ – это своеобразная демонстрация силы 'Пятерочки'".

Потеря крупнейшего франчайзи "Копейки" может иметь и еще одно негативное последствие для развития сети. "Это наверняка скажется на итогах IPO 'Копейки', запланированного на весну 2006 года,– добавляет господин Кочетков.– Прогноз стоимости акций явно будет скорректирован в меньшую сторону. Вообще, на цену акций 'Копейки' 'Пятерочка' повлияет дважды: во-первых, на цене скажется падение GDR 'Пятерочки' в прошлую пятницу, подорвавшее доверие западных инвесторов к российским сетям, во-вторых, покупка 'Пятерочкой' СРТ, продемонстрировавшая зыбкость позиций 'Копейки'".

ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ, МАРИЯ Ъ-СИМОНОВА

КоммерсантЪ