14.12.2005

Билет на «мыло»! В этом году ряд российских авиакомпаний впервые начали торговлю билетами через свои сайты в интернете



ИРИНА РУСАНОВА

И хотя уровень электронных продаж в России по сравнению с мировыми показателями пока крайне низок, можно считать, что первый шаг к внедрению e-ticket отечественные перевозчики уже сделали. Но полноценный оборот электронных билетов в России невозможен без внесения поправок в Воздушный и Налоговый кодексы, а также ратификации Монреальской конвенции.

Для большинства клиентов авиакомпаний во всем мире электронные покупки услуг по перевозкам уже давно не новинка. По последним данным статистики, в США через интернет распространяется 63% всех авиабилетов, в Европе - 24%, в Азии - 10% без учета интернет-бронирования перевозок. Большую часть этих показателей обеспечивают низкобюджетные авиакомпании.

В отличие от традиционных операторов они в целях экономии на затратах редко обращаются к услугам агентств по распространению билетов и практически не используют в своей работе бланки авиабилетов.

Российские авиакомпании только в этом году приобщились к мировому прогрессу.

Первой распространять через интернет билеты на свои рейсы начала авиакомпания "Сибирь". Весной завершилось полугодовое тестирование этой услуги на маршрутах из Москвы в Германию. И уже с апреля пассажиры "Сибири", имеющие банковские карточки, могут на сайте забронировать и оплатить перевозку практически на любой рейс авиакомпании, а забрать бланки авиабилета - в специальной кассе в аэропорту Домодедово непосредственно перед вылетом.

Сегодня, помимо "Сибири", свои билеты через интернет продают "Трансаэро" и три авиакомпании альянса AiRUnion - KrasAir, "Домодедовские авиалинии" и "Самара". А на этой неделе к ним присоединяются "Уральские авиалинии". В пресс-службе "Уральских авиалиний" пояснили, что благодаря введению интернет-бронирования, за счет привлечения новых клиентов именно из Глобальной сети, дополнительный доход от продажи билетов составил 300 тыс. руб. в год. Введение онлайн-продажи должно увеличить эту цифру как минимум вдвое. "Аэрофлот" планирует начать электронные продажи в первом полугодии следующего года.Пока же для пользователей программы "Аэрофлот бонус" на сайте компании доступна услуга интернет-бронирования перевозки.

В AiRUnion пока не готовы оценить эффективность онлайновых продаж. "Прошло еще слишком мало времени, чтобы делать какие-то выводы и тем более давать прогнозы на будущий год",- говорят в пресс-службе альянса. У "Трансаэро" же количество пассажиров, заказавших билет в интернете, каждый месяц прирастает на 25%. "Мы надеемся, что к августу будущего года объем электронных продаж авиакомпании составит 5%",- полагает директор по связям с общественностью "Трансаэро" Сергей Быхал.

"Сибирь" на сегодняшний день, по словам пресс-секретаря авиакомпании Ильи Новохатского, через интернет обеспечивает около 3% собственных продаж. Другими словами, из 4 млн пассажиров "Сибири" в 2005 году 126 тыс. человек воспользовались сайтом авиакомпании. "Это новая услуга для российского рынка, не успевшая за несколько месяцев завоевать всеобщую популярность. К тому же уровень распространения интернета и банковских карточек в России пока оставляет желать лучшего",- поясняет Новохатский.

По его словам, в следующем году "Сибирь" рассчитывает по меньшей мере удвоить объем онлайновых продаж.

Из-за снижения расходов авиакомпаний на дистрибуцию тарифы на перевозки, продаваемые через интернет, как минимум на 5% выгоднее обычных тарифов. По подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), электронный билет позволит авиакомпаниям на перевозке каждого пассажира экономить около $9. Многие зарубежные авиакомпании уже применяют технологию eticket, и, по данным IATA, уже 30% мирового оборота авиабилетов приходится на электронные.

Российские перевозчики тоже готовятся к переходу на eticket.

Но до тех пор пока бумажный авиабилет на законодательном уровне будет считаться договором между пассажиром и авиакомпанией, электронный билет остается в России нелегитимен. В пресс-службе Минтранса сообщили, что министерство готовит предложения по изменению соответствующих положений Воздушного кодекса, начался процесс ратификации Монреальской конвенции, содержащей положения об электронном билете, необходимы также поправки в Налоговый кодекс. И пока сложно сказать, будут ли завершены эти процедуры к концу 2007 года, когда по замыслам IATA бумажные билеты должны исчезнуть из оборота всех авиакомпаний мира.

УСПЕХ ИНТЕРНЕТ-ПРОДАЖ

авиаперевозок за рубежом во многом связан с высоким уровнем проникновения интернета и банковских карт. В России же, по статистике, интернетом пользуются только 9,1% жителей страны. По данным Региональной службы новостей, наибольшее количество интернет-пользователей живет в Москве (23,3%) и на Дальнем Востоке (20,8%). Невысоки показатели на юге России (13,2%), в Сибири (12,2%), на Урале (11,3%) и в Санкт-Петербурге (11%), а в центральной части страны и Приволжском округе интернет-пользователей и вовсе около 9%.



Деловая газета "Бизнес"