12.12.2005

Двойной налет на Deutsche Bank



ЭРИК КАЛП (ERIC CULP)

Сложно давать однозначные прогнозы относительно решения высшей судебной инстанции Германии по иску обанкротившегося медиамагната Лео Кирха (Leo Kirch) к Deutsche Bank. Суд дает понять, что, хотя кредитное учреждение могут обязать выплатить компенсацию за ущерб, ее размер может оказаться существенно ниже той, что требует истец.
Рассматриваемый иск является одним из двух, где фигурируют топ-менеджеры Deutsche Bank. Столько же ключевых должностей в банке может освободиться в связи с вынесенными решениями.
Верховный федеральный суд (Bundesgerichtshof, или BGH) высказал мнение, что комментарии, сделанные три года тому назад бывшим исполнительным директором Deutsche Bank Рольфом Бройером (Rolf Breuer), нанесли ущерб бизнесу Кирха; тогда Deutsche Bank являлся одним из кредиторов предпринимателя. Решение суда низшей инстанции подтвердило, что Кирх прав, полагая, будто заявления банкира способствовали краху его медиаимперии.
Маловероятно, что, когда 24 января суд огласит свой вердикт, Кирх получит требуемые им 5 млрд евро компенсации.
Deutsche Bank одалживал деньги небольшому подразделению Kirch PrintBeteiligungs GmbH, и наблюдатели полагают, что при принятии решения суд будет исходить именно из этого делового отношения. Дочернее предприятие Kirch владело 40процентной долей в Axel Springer Verlag, крупнейшем издателе периодики в стране.
Когда произошел финансовый крах империи Kirch, Deutsche Bank приобрел этот пакет приблизительно за 660 млн евро, а затем продал его Axel Springer, поставив тем самым точку в многолетнем соперничестве между медиамагнатом из Мюнхена и гамбургским издательством. Представители Kirch полагают, что указанная доля стоила бы почти в два раза больше, если бы компания не находилась в конкурсном управлении, намекая тем самым на возможный размер ущерба.
Бройер, ныне являющийся главой наблюдательного совета банка, в 2002 году заявил в интервью Bloomberg Television, что дальнейшее кредитование Kirch вызывает сомнения у представителей финансового сообщества. Медиамагнат утверждает, что это заявление способствовало его коммерческому краху. Ближе к концу года он подал заявку на начало банкротства, и большинство его активов было распродано.
Наблюдатели полагают, что решение, вынесенное против ответчика, может сказатьсяна руководстве банка. Вердикт о нарушении тайны клиента может вынудить Бройера покинуть свое кресло.
Аналогичная судьба может постигнуть и Йозефа Аккермана (Josef Ackermann), нынешнего исполнительного директора банка. Швейцарца могут вновь вызвать в суд, обвиняя его в нарушении своих обязательств как доверенного лица в связи с поглощением Mannesmann со стороны Vodafone в 2000 году. 21 декабря BGH должен принять решение по ходатайству об отмене вынесенного в прошлом году вердикта, реабилитировавшего Аккермана и ряд других менеджеров, причастных к сделке. На момент вызвавшего большой резонанс поглощения глава банка являлся первым лицом в наблюдательном совете Mannesmann.
Он и другие члены совета утвердили поглощение, а также выплату менеджерам бонусов в размере около 60 млн евро. Выплаты подобного масштаба были беспрецедентными для немецкого бизнеса, вызвали негодование общественности и вынудили дюссельдорфский суд рассмотреть обвинения в нарушении обязательств доверенного лица, выдвинутые в адрес менеджеров.



Деловая газета "Бизнес"