09.12.2005

Интернет и телевидение подгоняют рекламный рынок



МАРИНА НОСКОВИЧ

Через пять лет основным рекламным носителем попрежнему останется телевидение, объем рекламы в интернете вырастет более чем в 20 раз, а доля "наружки" и прессы будет сокращаться. Такие данные содержатся в прогнозе развития рекламного рынка до 2010 года, опубликованном вчера Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР).

По прогнозу АКАР, к 2010 году объем российского рекламного рынка составит $10,3 млрд, темпы роста снизятся с 27,5% в 2005 году до 10,8% в 2010-м.

Эксперты АКАР оказались пессимистичнее международных рекламных агентств Media Direction OMD и Optimum Media OMD, которые прогнозируют рост до $18 млрд. Тогда, по мнению экспертов агентств, Россия займет пятое место по объему рекламы в мире, пропустив вперед только США, Японию, Китай и Великобританию.

Но и $10 млрд - неплохой результат. "На 2005 год это четвертое место в Европе, больше только у Германии ($18,2 млрд, по оценке Media Direction OMD и Optimum Media OMD) и Великобритании ($17 млрд), а у Франции - примерно столько же ($11,2 млрд)",- говорит руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра "Видео интернешнл" (ВИ), член экспертного совета АКАР Сергей Веселов.

При этом эксперты АКАР прогнозируют, что изменится и структура рекламного рынка.

Доля телевидения будет расти и к 2010 году составит 56,8% против нынешних 46,8%. А доля прессы и наружной рекламы сократится - с 27,9% в 2005 году до 19,4% в 2010-м и с 18,8% до 13,5% соответственно. Доля радио также несколько снизится - с 5,1% до 4,5%.

Веселов говорит, что при составлении прогноза эксперты АКАР ориентировались на крупнейшие страны Латинской Америки и страны Восточной Европы. "Через некоторое время по таким показателям, характеризующим степень развития рекламного рынка, как рекламные затраты на душу населения или доля рекламных затрат в объемах розничной торговли, мы достигнем уровня Латинской Америки, а в перспективе - Польши и Чехии. Если посмотреть на долю телевидения в рекламных бюджетах этих стран, там она от 50% до 60%",- уточняет Веселов.

По его словам, физические объемы увеличения телерекламы в России уже фактически выбраны, поэтому прирост будет связан с увеличением цен.

"Если сейчас поднять цены на ТВ, скажем, в полтора-два раза, это будет шок, но для многих рекламодателей это будет все равно выгоднее, чем идти в другие медиа",- поясняет Веселов.

Участники медиарынка с расчетами АКАР не согласны.

"В реальности доля прессы выше, чем в прогнозах АКАР.

Никаких предпосылок для такого пессимистичного прогноза нет",- категоричен президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. Гендиректор "Русской медиагруппы" Сергей Кожевников объясняет незначительную долю радио дешевизной телерекламы и политикой государства, которое продолжает раздавать частоты новым операторам. "Во всем мире средняя доля радио в рекламных бюджетах 8%. Там основную часть рекламы получают радийные холдинги. Пока они не сформируются у нас, больших бюджетов и не будет.

А государство продолжает выставлять на конкурсы частоты и давать их вполне абстрактным претендентам",- недоволен Кожевников.

Наиболее стремительно, по оценке АКАР, будет расти сегмент интернет-рекламы. К 2010 году он вырастет с нынешних $30 млн до $500 млн, а если учитывать контекстную рекламу - до $700 млн. Тогда доля интернета в рекламных бюджетах достигнет 4,9%, обещают эксперты АКАР. Президент агентства IMHO VI Арсен Ревазов еще более оптимистичен: он считает, что показателя в $500 млн интернет-реклама достигнет до 2010 года. Ревазов приводит в пример США, где в 2000 году на интернет-рекламу тратилось 0,5% бюджетов, в 2002-м - 1,5%, в 2004-м - 5,5%, а прогноз на 2008 год - 25%. "В Европе цифры такие же. У нас этот сегмент недооценен, а ведь это охват 20 млн человек",- сетует он.

Деловая газета "Бизнес"