08.12.2005

Дорогие мои “старики”. Даже автомобили в России стареют и с возрастом падают в цене совсем не так, как в Европе и Америке



Эксперты подсчитали, что издержки автовладельца на бензин, техобслуживание, страхование и налоги существенно ниже суммы, теряемой в результате естественного старения железного друга.
     
     Покупая машину, мы щедро авансируем каждый пройденный километр и каждый день эксплуатации. Впрочем, зрелость, а затем и старость у различных моделей авто протекает по-разному. У одних в любви и достатке, а у других — в полном забвении и нищете, и первопричиной тому отнюдь не качество исходного продукта.
     Не существует автомобиля, способного сохранить неприкосновенной свою первоначальную стоимость. Во всяком случае, в первые 40—50 лет жизни, пока агрегат не перейдет в разряд антиквариата. Другими словами, в тот момент, когда вы вкладываете в окошко кассы автосалона последнюю купюру, вы немедленно лишаетесь пятнадцати, а в некоторых случаях и тридцати процентов стоимости покупаемой новой машины. То есть, по сути, действуете себе в убыток.
     Изучением процессов падения цены автомобиля занимаются эксперты многих стран. Европейскими лидерами в этой области считаются специалисты компаний, выпускающих автомобильные каталоги “Schwake”, “Audatex”, “Dat Marktspiegel”. Не менее подробные справочники есть и в Америке, например “Blue Book”. При помощи подобной литературы можно узнать цену подержанного авто в зависимости от его марки, возраста, пробега и даже комплектации. Эти издания активно изучаются и у нас. Например, для удержавшихся на плаву “перегонщиков” немецкий “Schwake” — своеобразная Библия, а деятельность таможенников и прочих специалистов по автотовароведческим экспертизам без подобной литературы сегодня и вовсе немыслима.
     Очередной раз обратить внимание на факт, что цены на подержанные автомобили стремятся к нулю неравномерно, нас заставили американцы. В США вышла в свет обновленная версия справочника “Automotive Lease Guide”. И если судить по нему, то наилучшим вложением средств являются дорогие, а лучше и вовсе эксклюзивные марки и модели. В Америке чем распространеннее автомобиль, тем меньше шансов выгодно продать его через 3—5 лет эксплуатации. По рейтингу составителей каталога, наиболее стремительно дешевеющая модель на рынке США — “Kia Rio”. Известно, что основные американские покупатели весьма популярного и в России корейского седана — эмигранты из неблагополучных стран, безработные и студенты. При начальной стоимости в $10 000—13 000 через три года “Rio” теряет 75% цены. Корейскую трехлетку в неплохой комплектации можно купить здесь за $2600—3100. Похожая ситуация складывается и с другими бюджетными моделями. Например, почти та же динамика потери стоимости характерна для “Hyundai Accent”, а также полюбившихся на Диком Западе пикапов “Ford F-150” и “Ranger” и не самых дорогих седанов “Dodge Stratus” и “Ford Taurus”.
     Коль скоро есть аутсайдеры, найдутся и лидеры бережливости. Действительно, наиболее гуманно расходуют хозяйские деньги премиум-бренды. Так, чудовищно популярный в США “Mini” через три года эксплуатации вернет своему обладателю около 70% первоначальной суммы. Весьма “благодарным” имуществом окажутся прочие авторитетные “европейцы”: “Porsche 911” “Carrera”, “BMW” 6-й серии, “Mercedes” E-класса, “Land Rover Discovery 3”. Из японских марок долго остается в цене “Toyota” с моделями “Tundra”, “Camry” и “Tacoma”. Ну а честь местных производителей достойно отстаивает агрессивный “Dodge Viper”, способный через три года после начала эксплуатации вернуть 60% исходной суммы.
     Самое интересное, что на отечественный вторичный рынок автомобилей американские тенденции, как, впрочем, и западноевропейские, проецируются с точностью до наоборот. Российские эксперты в один голос утверждают, что у нас дорогостоящий автоэксклюзив — крайне неудачное вложение средств.
     — Подержанные иномарки, купленные в свое время за 30 000 и более долларов, за три года эксплуатации теряют в России гораздо больше процентов первоначальной стоимости, нежели бюджетные модели, — констатирует заместитель руководителя департамента продаж подержанных автомобилей компании “Авто-Старт” Анатолий Славнов. — Состоятельные люди, способные приобрести столь недешевое транспортное средство, сегодня предпочитают платить за новое авто, нежели “секонд-хенд”.
     — С бюджетными моделями ситуация обратная. Пока что они пользуются наиболее массовым спросом в России, а посему реализовать недорогое авто стоимостью, скажем, $5000—8000 на нашем рынке и проще, и быстрее, — справедливо полагает г-н Славнов. И с ним соглашаются многие автомобильные эксперты: сегодня найти покупателя на трехлетнюю “Daewoo Nexia” гораздо проще, чем на ее ровесников от “Mercedes” или “BMW”. Если три года назад “Nexia” в топовой комплектации GLE стоила примерно $10 000, то сегодня эти машины энергично уходят за $7000, теряя от первоначальной всего 30% стоимости. Эксперты сходятся во мнении, что недорогая иномарка покупается человеком с расчетом на 3—5 лет использования, тогда как машины премиум-класса меняют своих хозяев с завидной частотой. Иными словами, на “бюджетниках” не висит бремя престижности, а значит, и терять им, получается, нечего.
     
     НАШИ ЭКСПЕРТЫ
     Евгений БАРАНОВ, руководитель отдела продаж подержанных автомобилей компании “Автомир”:

     — С возрастом существенное падение стоимости автомобилей премиум-марок в России происходит во многом благодаря отсутствию достаточного количества состоятельных покупателей. Однако на вторичном рынке недорогих машин таких проблем нет. Среди бестселлеров здесь можно назвать автомобили “Lada” “десятого” семейства, модели “Lada 114 и 115”, много “корейцев”. Например, “Daewoo Nexia”, “Hyundai Accent”, “Kia Rio”. Стали появляться относительно доступные подержанные “Renault Clio Simbol” и “Ford Focus”. Если еще лет семь назад наши соотечественники не боясь покупали дорогие и престижные марки, то сейчас таких людей становится меньше. Просто многие начинают задумываться о послепродажном обслуживании и эксплуатации той или иной модели, а также о ее способности сохранить потраченные средства на протяжении долгих лет.
     
     СПРАВКА "МК"
     По нашим данным, специализированные каталоги, аналогичные американским и немецким, по которым можно легко узнать приблизительную стоимость подержанного автомобиля (в зависимости от марки, возраста и комплектации), в России не составляются. Однако, изучая предложения автосалонов и частные объявления, становится ясно, что наиболее выгодная покупка с точки зрения краткосрочного инвестирования, как ни странно, — отечественные авто(они теряют в стоимости меньше всех), а также иномарки в ценовом диапазоне от $10 000 до $15 000 (стоимость новых машин). При этом комплектация авто на общую скорость удешевления существенного влияния не оказывает. Динамика “падения” машин с “механикой” и “автоматом” примерно одна и та же. А рекордсменами по падению стоимости в зависимости от возраста у нас остаются представительские лимузины и редкие спорт-кары, спрос на которые единичен.

Подготовил Илья ФИШЕР

Московский комсомолец