08.12.2005

Табачники поддержали правительство. Вчерашнее собрание отраслевой ассоциации "Табакпром" закончилось неожиданно



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Предложение правительства об установлении комбинированной ставки акциза на 2007 год в зависимости от розничной цены сигарет поддержал даже сторонник специфической системы Philip Morris. Участники рынка считают, что с 2007 года на пачке сигарет может появиться максимальная розничная цена, установленная производителем,- как это уже сделано во многих странах Восточной Европы.
С 2003 года в России действует комбинированная ставка акциза на сигареты: сейчас это 5% от оптовой стоимости плюс 65 руб. за 1000 штук. Считается, что адвалорная (процентная) составляющая невыгодна производителям, в чьем ассортименте преобладают дорогие сигареты - то есть в первую очередь Philip Morris (PM) и JT International (JTI). Однако эту систему поддерживают производители недорогих сигарет, а также British American Tobacco.
На 2006 год правительство решило оставить комбинированный акциз, но этим были недовольны Счетная палата и Федеральная налоговая служба.
По мнению ведомств, табачники недоплачивают адвалорную часть акциза, продавая сигареты по заниженным ценам аффилированным компаниям.
Весной этого года чиновники придумали, как заставить табачников платить больше: правительство поручило Минфину начать рассчитывать адвалорную составляющую не от оптовой, а от розничной цены.
Минфин обещал до конца этого года выработать предложения по переходу на новую систему, который планируется уже в 2007 году.
Вчера их одобрила отраслевая ассоциация "Табакпром".
По словам ее гендиректора Василия Теревцова, результаты голосования были практически единодушными: новую систему поддержала даже Philip Morris, которая всегда отстаивала специфическую ставку.
"Совещание должно было выдать реакцию отрасли по поводу предложений Минфина. Если бы ее не последовало, в дальнейшем мнение отрасли вообще бы игнорировалось правительством",- уверен редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев. Поэтому заседание "Табакпрома" не пропустили даже представители Philip Morris, с 1 января 2006 года вышедшие из ассоциации из-за разногласий в акцизной политике.
В Philip Morris изменение позиции комментируют скупо.
"Мысчитаем необходимым участвовать в конструктивном диалоге для выработки наиболее приемлемых решений",- заявил вчера директор департамента по корпоративным вопросам PM Роберт Мэй.
Предложенная Минфином и утвержденная табачниками новая система работы может повторять систему, которая действует во многих странах Восточной Европы, считает директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Владимир Аксенов. "Табачные компании указывают на пачках максимальную розничную цену, от нее и считается налог",- рассказывает он. А проблему с неконтролируемой розницей, по мнению Аксенова, могут решить и сами производители, ведь они даже сейчас жестко контролируют цены.
К фиксированной розничной стоимости рынок рано или поздно придет, соглашается президент ассоциации табачных дистрибуторов "Грандтабак" Сергей Шелехов: "Уже сейчас в рамках отдельных регионов при нефиксированных ценах они отличаются не так существенно из-за рыночной конкуренции".
Однако другие участники рынка указывают, что точная схема взимания адвалорной составляющей пока не установлена. "Пока мы не обсуждали механизм, для этого в ассоциации создана рабочая группа, которая и предложит варианты решения",- говорит Теревцов из "Табакпрома". "Порядок взимания адвалора непонятен никому, сейчас розница практически неконтролируема. Неясно, кто и как будет определять розничные цены, какая будет учитываться при налогообложении - максимальная или рекомендуемая, кто будет нести ответственность искажения этой стоимости в торговых точках",- перечисляет исполнительный директор Совета по вопросам развития табачной промышленности Надежда Школкина.
Однако против новой системы акцизов выступила лишь JTI. "Мы по-прежнему считаем, что специфический акциз наиболее эффективен, прозрачен и легко администрируем для государства, а действующая комбинированная система доказала свою неэффективность",- говорит управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин.



Деловая газета "Бизнес"