02.12.2005

В полный голос. Рынок мобильного контента в застое



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Рынок мобильного контента в застое, об этом говорят сейчас все игроки. Четкого пути развития многие компании пока не нашли и примеряются к новым сферам.
В частности, вспомнили, что телефон изначально все-таки для передачи голоса, а только потом уже для картинок, игр, мелодий и SMS. Видимо, в ближайшее время активно будет развиваться направление голосовых мобильных сервисов.
Распространение тех же игр для мобильных телефонов требует настройки WAP, которая есть далеко не у всех пользователей, а звонить можно с любого телефона. Да и вообще позвонить и следовать голосовым командам автоответчика, а не обмениваться корявыми SMS с той же бездушной машиной. Пока в России нет сетей третьего поколения, можно и не думать о загрузке музыки, видео, мобильном телевидении и прочих радостях жизни, которые развивают операторы и контент-провайдеры в США и Японии. Зато можно развивать прочие сервисы, использующие технологическую базу, которая есть здесь и сейчас, но до конца еще не исчерпана.
Так или иначе, дополнительные сервисы, которые используют передачу голоса по сетям мобильной связи, появились относительно давно. Одними из первых к этому пришли, как это часто бывает, недопорнографы со своими томными барышнями, желающими поговорить по душам за без пары центов два бакса в минуту.
Недавно же телеканал НТВ при поддержке Next Media Group организовал передачу новостей голосами ведущих в мобильники. Действуют те же набившие оскомину короткие номера, но на них надо звонить, а не посылать SMS. Сложно сказать, насколько это продиктовано реальной потребностью людей узнавать новости от НТВ в подобном формате. Шаг вполне в русле последней политики этого канала - предоставлять все способы доступа к своей информации, которые существуют в природе, даже если реально ими пользуется полтора землекопа. У этих мобильных новостей, скорее всего, будет аудитория примерно в подобных объемах, учитывая, что стоит сервис около доллара за минуту, а источников получения новостей более чем достаточно, в том числе при помощи мобильного телефона. Есть WAP-сайты, есть телефоны, на которых можно слушать обычное радио, есть, в конце концов, i-mode. Фанатичные потребители новостейнемногочисленны, и они в массе своей уже пользуются разными сервисами для удовлетворения интереса.
Фактически одновременно с мобильными новостями Next Media Group запустила проект на той же технологии для "Дома-2", но уже с голосовыми форумами, анекдотами и прочими околофанатскими сервисами.
И можно предположить, что этот проект будет пользоваться большей популярностью, чем новости, ибо хоть и неисповедимы мотивации любителей реалити-шоу, но известно, что фанаты эти готовы тратиться на всякие SMS. Будут тратиться и на прочие голосовые рейтинги.
По мне же самым интересным направлением во всех IVR-проектах остается возможность интеграции баз данных пользователей и создание голосовых сервисов, которые будут задействовать социодемографические профили. Тут большое поле для маркетологов, которые могут поднять проведение мобильных рекламных кампаний на более высокий уровень. Впрочем, этого надо будет еще подождать, ибо в ближайшее время будут наверняка использоваться более простые, но уже проверенные способы. А близость счастья наступит с исчерпанием всего старого-доброго.



Деловая газета "Бизнес"