02.12.2005

Бездна асбестовая. В Австралии завершилось одно из самых громких «асбестовых» дел в мире



Александр Поливанов

Строительная компания Hardie выплатит $2,2 млрд 40 тыс. рабочих, пострадавших от асбеста, который использовался в ее стройматериалах. Для выплат будет создан фонд, в который владелец компании Джеймс Харди обязан отдавать до 35% прибыли в течение 40 лет.

Бизнесмен Джеймс Харди, владеющий одноименной фирмой Hardie, которая производит строительные материалы, согласился выплатить приблизительно 3 млрд австралийских долларов ($2,2 млрд) рабочим, повредившим здоровье из-за вдыхания асбестовой пыли, которая применялась в его строительных материалах.

Асбест особенно широко использовался во второй половине XX века в строительной промышленности в качестве изоляционного материала. Он обладает высокой термостойкостью и плавится при температуре 1550 градусов. Его прочность при растяжении вдоль волокна выше прочности стали. По минералогическим признакам и кристаллической структуре асбест разделяется на две основные группы на хризотил-асбест и амфибол-асбест. Хризотиловый асбест безопасен, амфиболовый запрещен во всем мире: он вызывает у людей рак легких и другие болезни дыхательных путей. По законам Австралии, использование асбеста было запрещено еще в 1984 году.

Окончательная сумма компенсаций будет зависеть от прибыли Hardie. Для выплат будет создан фонд, в который Джеймс Харди будет отдавать до 35% прибыли компании в течение 40 лет. Первый платеж составит $114 млн и будет переведен уже в течение ближайшего года. Пострадавшими от почти Hardie признаны почти 40 тыс. рабочих.

Подписанное в четверг соглашение – плод почти пятилетней борьбы компании с профсоюзами. Фонд помощи рабочим, пострадавшим от асбеста, уже был создан в 2001 году, но он был слишком маленьким и вызывал недовольство рабочих.

Представители профсоюзов рабочих уже заявили, что довольны результатами: «Мы действительно удовлетворены соглашением». «Понятно, что здоровья уже не вернуть, но мы получаем хотя бы какую-то защиту. Те, кто пострадал, обеспечены в будущем», – отметил Берни Бентон, один из рабочих, пострадавших от использования асбеста.

Он лично добивался компенсации в течение пяти лет. Тем не менее Берни Бентон подчеркнул, что не чувствует особенной победы, поскольку был всегда уверен в своей правоте. Он отметил, что практика выплаты подобных компенсаций соответствует бизнес-этике.

С не меньшим облегчением восприняли новость о том, что «асбестовое дело» подошло к концу, и инвесторы Hardie. Цена акций строительной компании после оъявления новостей взлетела в Австралии на 6%, причем огромная сумма выплат инвесторов не смутила. «Рынок получил то, что хотел, поэтому акции поднялись, – заявил генеральный менеджер инвесткомпании Queensland Investment Corp Джон Гетин-Джонс. – Как только они определили суммы выплат, можно сосредоточиться на других показателях компании».

Сам Джеймс Харди, однако, подчеркивает, что это еще не окончательный договор. «Никаких точных гарантий дать нельзя, так как точно неизвестно, сколько именно рабочих потребует компенсации», – сказано в заявлении бизнесмена.

«Действительно то, что люди пострадали от асбеста, – это трагедия. И деньги не могут помочь вернуть здоровье людей. Но как бы то ни было, компенсация лучше, чем вообще ничего», – уверена пресс-секретарь Hardie Мередис Хелликар. Она добавила, что следующий шаг в деле – одобрение акционерами компании подобных выплат. «Компенсация рабочим не способна пошатнуть финансовое положение компании», – заявила пресс-секретарь. Огромные выплаты компания планировала хотя бы отчасти возместить за счет снижения налогов. Но Федеральное казначейство Австралии уже дало понять, что никаких скидок «на благотворительность» Hardie сделано не будет.

Ранее за это выступали власти штата New South Wales и представители профсоюзов.

Газета.RU