23.11.2005

АвтоВАЗ уходит в оборону



РОМАН ГУЛЯЕВ

Вчерашнее решение совета директоров АвтоВАЗа о введении в список кандидатов представителей "Рособоронэкспорта" может означать изменение государственной политики в области автопрома. Участники рынка предполагают, что российские власти могут ужесточить ввоз автомобильного секонд-хэнда и помочь АвтоВАЗу с кредитными ресурсами и с увеличением экспорта. Кроме того, с учетом хороших контактов "Рособоронэкспорта" и Малайзии, нельзя исключать варианта производства на мощностях предприятия автомобилей Proton.
Как вчера писал "Бизнес", кандидатами в совет директоров АвтоВАЗа, состав котор го будет утвержден на внеочередном собрании акционеров 22 декабря, стали два представителя ФГУП "Рособоронэкспорт" - заместитель генерального директора Владимир Артяков и руководитель департамента Игорь Есиповский. Как утверждает близкий к ФГУП источник, это полностью отвечает принятой недавно стратегии компании - входить в состав крупных промышленных предприятий, производящих гражданскую продукцию. На АвтоВАЗе отказались комментировать эту информацию.
Источник, впрочем, затруднился сказать, когда было принято решение о "заходе" "Рособоронэкспорта" на АвтоВАЗ.
Между тем в июле этого года малайзийский автопроизводитель Proton объявил о намерении начать экспорт своих автомобилей в Россию. Как заявлял тогда газете The Business Times глава департамента по стратегическому планированию Proton Харис Фадзилах Хассан, автомобили пойдут в счет оплаты сделки с "Рособоронэкспортом" по поставке в Малайзию самолетов АКХ "Сухой". Этот контракт предусматривает продажу министерству обороны Малайзии в 2006-2007 годах 18 истребителей Су-30 МКМ общей стоимостью более $900 млн.
Позже стало известно, что дистрибутором этих автомобилей в России станет дилерская компания "Элекс-полюс", которая, по данным отчета АвтоВАЗа, на 51% принадлежит крупнейшему российскому автопроизводителю.
Источники "Бизнеса" на автомобильном рынке считают назначение "Элекс-полюса" дистрибутором автомобилей по контракту "Рособоронэкспорта" и приход "Рособоронэкспорта" на АвтоВАЗ связанными между собой событиями.
Один из источников предположил, что "Рособоронэкспорт" летом уже знал о грядущем своем приходе на АвтоВАЗ и поэтому отдал дистрибуцию автомобилей именно "Элекс-полюсу", единственному из дочерних дилерских предприятий АвтоВАЗа, которое работает сразу в нескольких регионах России.
А другой источник предположил, что в будущем, с приходом "Рособоронэкспорта", АвтоВАЗ может заняться сборкой автомобилей Proton.
"Сейчас главная проблема завода в наличии современного продукта. А Proton сейчас владеет английской компанией Lotus, которая имеет возможность разрабатывать новые модели",- отметил он.
Источник, близкий к "Рособоронэкспорту" отметил, что с приходом ФГУП у АвтоВАЗа будет больше лоббистских возможностей в госструктурах, а они необходимы заводу: по данным "АСМ-холдинга", за 10 месяцев 2005 года доля российских автомобилей на отечественном рынке снизилась до 60,4%, тогда как по итогам прошлого года она была на уровне 64,1%.
Один из участников рынка посчитал "вполне реальным" сценарий, при котором вырастут пошлины на новые иномарки, которые наращивают рыночную долю в том числе и за счет АвтоВАЗа. С другой стороны, полагает источник, знакомый с ситуацией в ФГУП, "Рособоронэскпорт" может поспособствовать существенному увеличению экспорта "Лады", особенно за пределы СНГ.
"Не думаю, что будет искусственно ограничиваться доступ новых иностранных автомобилей на российский рынок - государство показало, что выбрало иную стратегию.
Его цель - не закрыть рынок, а помочь предприятию стать конкурентоспособным",- считает генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов.
По его мнению, возможны решения по ограничению ввоза подержанных автомобилей (в том числе путем пошлин), а также ужесточению технических регламентов. А от этого выиграют и российские производители и дистрибуторы новых иномарок.
Также, считает Тараканов, государство сможет помочь АвтоВАЗу с дешевыми кредитными ресурсами, которые сейчас необходимы производителю в первую очередь для разработки конкурентоспособных автомобилей.




Деловая газета "Бизнес"