23.11.2005


Погоня за "мертвыми душами". Сотовые операторы начали предновогоднюю гонку за новыми абонентами



АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

Наибольшую на сегодняшний момент активность проявляет компания МТС: как стало известно "Бизнесу", она поставила своим дилерам своеобразный план по подключениям абонентов, при этом за сверхплановых клиентов выплачивает дилерам беспрецедентно высокий бонус. К тому же дилерские сети снова будут продавать самые дешевые тарифные планы серии "Джинс" по 49 руб. вместо прежних 100 руб. Таким образом, несмотря на заявленный отказ от прошлогодней политики раздачи SIMкарт, МТС рискует вновь пополнить свою базу "мертвыми абонентами".
Как стало известно "Бизнесу", сотовый оператор МТС запустил новогоднюю маркетинговую программу по работе с дилерскими сетями. По условиям соглашения дилеры обязуются продавать минимальный пятидолларовый пакет "Джинс" по цене в два раза ниже прежней - за 49 руб.
вместо 100 руб. К тому же МТС поставила дилерам план по подключению новых абонентов, за перевыполнение которого будет выплачивать дополнительное вознаграждение в виде 30% от суммы контракта. "Мы действительно договорились о снижении стоимости базового комплекта до 49 руб.,- подтвердил "Бизнесу" директор по связям с инвесторами МТС Андрей Брагинский.- Это предновогодняя акция, направленная на приезжающих в Москву, которые очень чувствительны к начальной цене комплекта".
Опыт прошлых лет позволяет предположить, что такая акция спровоцирует приток "некачественных" абонентов, которые покупают дешевые SIM-карты, "выговаривают" их и выбрасывают, пополняя таким образом базу операторов на полгода. МТС, судя по всему, такая перспектива не пугает- так компания поступает уже не первый год, а прошлый декабрь вообще ознаменовался серией раздач бесплатных "симок" с несколькими долларами на счете. "Они "отговорят" эти карты, мы заработаем на этом деньги и приобретем абонентов,- признается Брагинский.- А через полгода они просто "уйдут в отток"".
То, что МТС ввела систему планирования, "Бизнесу" подтвердили в компаниях "Беталинк", Dixis, Divizion и "Цифроград". "Установление дилерам планов по подключениям, скорее всего, вынужденная мера в рамках жесткой конкуренции, когда разрыв по числу абонентов минимально возможный",- считает пресс-секретарь группы компаний Divizion Очир Манджиков.
Представители других компаний официально не стали комментировать нововведения МТС, но на условиях анонимности рассказали "Бизнесу", что сотовый оператор вынуждает дилеров снижать цену на базовый комплект в ущерб их интересам. Андрей Брагинский на это возражает: все недополученные деньги в итоге все равно возвращаются дилерам через комиссию.
"Для каждого дилера МТС устанавливает свой план,- сообщает представитель одной из крупных сетей,- однако в декабре он превышает показатели предыдущего месяца на 20%". Если план не выполнен, дилер получает от оператора стандартную комиссию в размере $1,7 за каждого подключенного абонента. При перевыполнении эта сумма возрастает до $4,13. По мнению участников рынка, такая политика может привести к взрывному росту "одноразовых" контрактов и будет стимулировать дилеров заниматься откровенными приписками.
По информации "Бизнеса", своего рода план для дилеров также ввел "Мегафон", однако его рамки не столь жесткие.
""Мегафон" не вынуждает дилеров доплачивать за базовые контракты,- говорит один из участников рынка,- но за достижение сверхплана приплачивает 5% от суммы каждого нового контракта". В "Мегафоне" существование планирования подтвердили, но отметили, что никаких особых условий дилерам не обещают. В "Вымпелкоме" также подтвердили существование бонусных систем для дилеров. "От планов напрямую зависит дилерская комиссия,- объясняет пресссекретарь компании Юлия Остроухова.- Однако стоимость базового комплекта мы снижать не собираемся".
На рынке многие полагают, что продолжение демпинговой политики может в итоге привести к серьезным проблемам в МТС. "В МТС раздута абонентская база, и уже в начале следующего года это приведет к серьезному кризису в компании, особенно на московском рынке,- считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.- Не удивлюсь, если в связи с этим ряд топ-менеджеров оставят свои позиции в компании".

Деловая газета "Бизнес"