23.11.2005

Николай Цветков вошел в Grunwald



СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Как стало известно "Бизнесу", президент ФК "Уралсиб" Николай Цветков стал совладельцем двух магазинов Grunwald - самого известного проекта в сфере торговли органическими продуктами. По словам людей из окружения главы "Уралсиба", ярый сторонник здорового образа жизни, Цветков собирается превратить свое приобретение в крупную сеть уже в 2006 году.
Правда, эксперты считают рынок органической еды в России малоперспективным. Они отмечают, что спрос на дорогую "органику" невелик, из-за чего первый магазин такого профиля, "Рыжая тыква", закрылся, не просуществовав и полутора лет.
Проект "Экосупермаркет Grunwald " известен на московском рынке уже более двух лет.
В 2003 году планировалось, что он станет первой сетью в Москве, которая будет торговать исключительно органической едой - продуктами, выращенными без использования химических удобрений и ГМ-технологий. Однако за два года ни один из двух заявленных магазинов Grunwald - на Краснопресненской набережной и в Крылатском- так и не был открыт, и на рынке уже сочли проект несостоявшимся.
Но на днях стало известно, что он все же будет запущен, причем с гораздо большим размахом, чем планировалось раньше. Так, по словам источников "Бизнеса", знакомых с ходом проекта, магазин, расположенный на Рублевском шоссе, д. 30, откроется в начале февраля. Вместе с экологическим супермаркетом площадью 1500 кв. м в Крылатском появится и винный погреб площадью 800 кв. м. А в 2006 году проект планируется превратить в сеть - на престижных направлениях будут открыты еще несколько Grunwald поменьше.
Неожиданную реанимацию проекта источники "Бизнеса" объясняют появлением у него нового совладельца - президента финансовой корпорации "Уралсиб" Николая Цветкова.
По их словам, структуры, близкие к Цветкову, приобрели долю в Grunwald несколько месяцев назад. Пресс-служба "Уралсиба" вчера опровергла информацию о сотрудничестве. "Мало ли что нам или Цветкову приписывают?" - заявил начальник отдела общественных связей "Уралсиба" Александр Вихров. Однако один из высокопоставленных сотрудников корпорации уточнил, что в "Уралсибе" могут и не знать о Grunwald: "Магазины органической еды - частный проект Цветкова. К "Уралсибу" или "Копейке" (корпорации принадлежит 50% акций сети "Копейка".-"Бизнес") он никакого отношения не имеет". Интерес главы корпорации к проекту собеседник "Бизнеса" объяснил тем, что тот является давним поклонником здорового образа жизни. "Это действительно похоже на Николая Цветкова. Он увлекается идеей здорового образа жизни, здорового питания и так далее",- подтверждает президент "Копейки" Александр Самонов. Участники рынка вспоминают, что Цветкову приписывается участие еще в одном "здоровом" проекте - сети элитных фитнес-центров Dr. Loder (вчера там не стали комментировать эту информацию).
По оценке аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, покупка Grunwald могла обойтись инвестору не более чем в $300-500 тыс. "В случае с Grunwald продавались только права аренды: сами магазины не работают, и перепрофилировать их подо что-то другое не предполагается",- объясняет он.
Источники "Бизнеса", знакомые с проектом Grunwald, напоминают, что его руководитель Евгений Тростенцов давно искал инвестора. Сам Тростенцов косвенно подтвердил эту информацию, сообщив, что весной вел переговоры об участии в развитии Grunwald с консорциумом европейских производителей биопродукции.
"Нас их предложение не устроило, так как мне предлагалось создать специализированную сеть, а потом продать ее через три года. Те переговоры мы закончили в мае. Я выбрал более приемлемое для себя предложение",- говорит он. Состав акционеров Grunwald Тростенцов пообещал назвать после открытия первого магазина, а до тех пор категорически отказался от комментариев, сославшись на мораторий.
Интерес инвесторов к торговле органической едой закономерен. В мире organic food - один из самых динамично растущих сегментов продовольственного рынка.
Согласно прогнозу американской Ассоциации торговцев органическими продуктами (Organic Trade Association), к 2008 году совокупный объем продаж такой еды в США достигнет $23,75 млрд, а ежегодный рост рынка составит 18,5%. По мнению вице-президента Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Татьяны Кравцовой, российский рынок также перспективен для "органических" ритейлеров: "В последние годы интерес потребителей к органической еде устойчиво растет. По данным исследовательской компании КОМКОН, 56% москвичей готовы платить больше за экологически чистые продукты. А в наиболее высокодоходных группах эта доля возрастает до 78%".
Правда, многие участники рынка сомневаются в перспективности проектов, аналогичных Grunwald, в России. "В 2003 году мы запускали проект по торговле органическими продуктами: завезли крупную партию такой еды, выставили на самых лучших местах под брэндом organic food. Но продажи нас огорчили. Как показали опросы, люди просто не понимали, в чем отличие органических продуктов от просто продуктов, и считали разницу в их цене необоснованно завышенной",- вспоминает директор по коммуникациям ГК "Перекресток" Александр Бархатов. С ним соглашается Анна Прокопьева, эксперт недавно закрывшегося конкурента Grunwald, магазина "Рыжая тыква": "Если судить по развитию рынка органических продуктов на Западе, где рост достигает 20% в год, можно предположить, что это перспективный рынок. К сожалению, к России это пока не относится - условий нет. "Органика" сама по себе дороже обычных продуктов, к тому же все органические продукты - импортные. В итоге на полке "органика" вся стоит как минимум на 50% дороже традиционных продуктов. А люди не хотят переплачивать".



Деловая газета "Бизнес"