23.11.2005

Телеканал СТО впишут в информационную вертикаль



Петербургский телеканал СТО могут продать в ближайшее время - свой интерес не отрицают Ren TV и «Первый канал». В результате сделки в городе не останется ни одного петербургского канала.

В прошлом году группа СТС-Медиа приобрела «Hевский канал», а медиа-группа Rambler – канал NBN. Теперь покупателей ищут не только для ТРК "Петербург - Пятый канал", но и для последнего "исконно" петербургского телеканала - СТО.

Вышли из Могилы

И «Невский», и NBN, с момента их создания в середине 1990-х годов и до 2003 года, финансировались местным “Фондом развития независимого телевидения”. Эта структура была подконтрольна петербургскому бизнесмену Константину Яковлеву, более известному как Костя Могила. В 2003 году, незадолго до празднования 300-летия Петербурга, Константина Яковлева застрелили в Москве, и практически сразу же телевизионные активы были выставлены на продажу. Сделки завершились в конце прошлого года. Оба канала считались аутсайдерами. По данным Gallup Media, доля их телеаудитории не превышала 3%, а эфир закрывался ретрансляциями столичных вещателей. По экспертным оценкам, «Невский канал» обошелся покупателю примерно в $6 млн. и вошел в создаваемый СТС-Медиа новый телеканал «Домашний», базирующийся на сети региональных дециметровых каналов, а сумма покупки канала NBN составила около $7,5 млн.

Один в поле воин

В результате сделок единственным стопроцентно петербургским каналом оставался СТО, начавший вещать на 31-й частоте в дециметровом диапазоне два года назад. Генеральный продюсер канала Андрей Максимков, один из руководителей телекомпании "Золотой телец", в момент запуска канала утверждал, что компания располагает собственными средствами на имиджевые проекты (например, информационное вещание). Кроме того, культурологические, исторические и культурные проекты производятся за счет сторонних коммерческих структур. Имеется и третья схема финансирования, которую компания позиционировала как приоритетную. Телеканал СТО намеревался производить собственные программы, которые планировалось продавать центральным каналам.

В очередь

Главным инвестором телеканала считается гендиректор Территориальной генерирующей компании №1 Андрей Лихачев, который не опроверг слухи о продаже своего эфирного ресурса. В комментарии «Коммерсанту» господин Лихачев заявил, что "у канала СТО нет политических целей, а в бизнесе все зависит от предложения". Очевидно, что о соответствующей «цене предложения» могут говорить только крупные игроки телевизионного рынка. По мнению аналитиков, интерес к каналу связывают со стартовавшим в апреле этого года проектом главы Первого канала Константина Эрнста "Национальный телевизионный синдикат" (НТС). С точки зрения экспертов, развитие этого проекта вполне может включать в себя и создание собственной региональной телесети НТС. Другими интересантами могут выступить крупные сетевые компании, не имеющие пока в Петербурге собственной эфирной частоты. К ним относятся "ТВ-центр", арендующий эфир местного канала ОТВ, а также компания ДТВ, которая ранее была вытеснена СТС с Невского канала, и теперь размещает свою продукцию только в кабельной сети ТКТ.

Одинаковое телевидение

Однако, по данным «Коммерсанта», активнее всего каналом СТО интересуется Ren TV, которое нуждается в расширении своей региональной сети. Сейчас компания арендует эфир у местного Регионального телевидения. Любопытно, что "Северсталь-групп", которая недавно выкупила Ren TV, ранее являвшееся медиа-активом РАО ЕЭС, намерена так же выкупить допэмиссию на $25 млн. выставленного на продажу ТРК "Петербург - Пятый канал". При этом канал СТО позиционируется в настоящее время как альтернативная Пятому каналу площадка, на которой часто появляются оппозиционные Смольному политики и журналисты. Это дает повод аналитикам искать политические версии подобных коммерческих «реорганизаций». В частности, специалисты утверждают, что медиа-активы консолидируются в подготовке к будущему избирательному сезону 2007-2008 годов. К примеру, экс-спикер Госдумы Геннадий Селезнев в фактической ликвидации местного телевещания усматривает признак построения "информационной вертикали", в результате чего "вся страна будет смотреть одинаковое телевидение".

Елена Грибанова

Деловой Петербург