22.11.2005

Реклама Nestle утекла от АДВ



Вчера стало известно, что одна из крупнейших российских рекламных компаний - группа АДВ - лишилась контракта на размещение рекламы компании Nestle, объем которой в 2006 году оценивается примерно в $45 млн. Контракт передан входящему в Publicis Groupe Media (PGM) агентству ZenithOptimedia. Российский офис Nestle поменял своего рекламного партнера вслед за головной компанией, которая год назад разорвала контракт с международной рекламной группой Interpublic, чьи интересы представляет в России АДВ. Эксперты отмечают, что это не единственная потеря Interpublic и в этой ситуации давление на АДВ со стороны конкурентов будет усиливаться.

С 1 января 2006 года Nestle передает функции планирования кампаний и закупок рекламных площадей на территории России, Казахстана и Белоруссии агентству ZenithOptimedia. Последние десять лет медиаобслуживанием Nestle занималось агентство Universal McCann, входящее в рекламную групп АДВ. В пресс-релизе Nestle говорится, что решение о смене рекламного партнера принято по итогам "локального тендера, ставшего частью глобальной инициативы Nestle". Международный рекламный холдинг Interpublic, интересы которого в России представляет группа АДВ, потерял глобальный контракт с Nestle еще год назад, в октябре 2004 года. Однако региональные подразделения Nestle поменяли партнеров не сразу. "Для подготовки и передачи дел другому рекламному агентству компании понадобилось время", - сообщили Ъ вчера в пресс-службе ООО "Нестле Фуд". Представители выигравшей контракт PGM и проигравшего холдинга АДВ вчера отказались от комментариев.

По объему своих рекламных затрат Nestle входит в число крупнейших в России рекламодателей. В прошлом году компания заняла 11-е место по объему закупок рекламы на телевидении, в прессе и "наружке", потратив на эти цели, по экспертным оценкам, $33 млн. В январе - августе этого года по количеству выходов рекламы в трех основных рекламоносителях Nestle, по данным TNS Gallup AdFact, заняла восьмое место. С учетом 30-процентного роста цен на рекламоносители бюджет Nestle приблизился к $45 млн. Участники рынка считают, что уход Nestle для АДВ - потеря серьезная, но не критичная. "Потеря бюджета такого уровня - ощутимый удар для любого агентства", - говорит гендиректор агентства Mind Share Владимир Расс. Вместе с тем он отмечает, что "у АДВ достаточно простора для маневров: отношения с международными рекламными группами у них диверсифицированы". Так, наряду с Interpublic АДВ представляет в России MPG - медийное агентство группы Havas.

По консолидированному объему рекламных бюджетов АДВ - второй после группы "Видео Интернешнл" игрок российского рекламного рынка: в 2004 году обороты всех входящих в нее компаний составили $512 млн. По данным рейтинга крупнейших медиабаинговых агентств России, составленного Ъ и журналом "Индустрия рекламы", в 2004 году оборот входящих в холдинг медиабаинговых агентств Initiative, Universal McCann и MPG-Russia превысил $381 млн. Среди клиентов этих компаний - крупнейшие в России рекламодатели: L`Oreal, Unilever, Danone, Dirol Cadbury, Johnson & Johnson, Reckitt Benckiser, Indesit, Canon, Microsoft.

Потеря контракта с Nestle уже не первая неудача холдинга Interpublic. За последние год он лишился ряда крупных клиентов. В ноябре 2004 года Interpublic потерял контракт с Samsung ($600 млн) и европейский контракт с Unilever (v1 млрд) - оба рекламодателя достались рекламной группе WPP. В мае этого года от Interpublic к крупнейшему в мире холдингу Omnicom ушла General Motors с контрактом на закупку рекламных площадей в размере $3 млрд. Наконец, в июле Interpublic лишился европейских контрактов на рекламу брэндов компании L`Oreal - Garnier and Maybelline ($75 млн).

В этой ситуации, по мнению экспертов, АДВ станет сложнее конкурировать за контракты глобальных брэндов. В частности, сейчас тендер на рекламное обслуживание проводит другой крупный клиент АДВ - компания Unilever (десятое место по объемам рекламных затрат в 2004 году, эксперты оценивают рекламный бюджет в $33 млн). "Ослабление позиций Interpublic приведет к тому, что давление на АДВ со стороны конкурентов будет усиливаться, - прогнозирует гендиректор рекламного агентства Optimum media OMD Дмитрий Дмитриев. - Если один транснациональный рекламный холдинг уступает контракт другому, то перевод клиента из одного агентства в другое на локальном уровне практически предопределен. Это особенность транснационального рекламного бизнеса, и качество работы конкретного агентства здесь играет второстепенную роль".

ТИМУР БОРДЮГ, ЕВГЕНИЙ ХВОСТИК

КоммерсантЪ