22.11.2005


«Роснефть» наливает Японии



Михаил Краснов

«Роснефть» выходит на розничный рынок нефтепродуктов Азиатско-Тихоокеанского региона. Российская госкомпания рассчитывает на спрос со стороны Японии и Китая. Как заявил глава госкомпании Сергей Богданчиков, «Роснефть» намерена создать совместное предприятие с японской корпорацией Marubeni.

Нефтяная компания «Роснефть» заинтересовалась расширением рынка сбыта энергоресурсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Об этом свидетельствует заявление президента госкорпорации Сергея Богданчикова на деловом форуме, проходящем в Японии.

Отметив общий рост товарооборота между Россией и Японией, глава «Роснефти» добавил, что доля энергопродуктов в обороте занимает «существенный объем». «Уверен, что и в будущем эта тенденция сохранится, и от 20% общей доли энергопродуктов в общем товарообороте мы будем переходить к более значимым цифрам», – заявил Богданчиков, добавив, что к 2015 году планируется экспортировать более 50 млн тонн углеводородов с Дальнего Востока и Восточной Сибири в АТР. Но планы «Роснефти» по выходу на азиатско-тихоокеанский рынок энергоресурсов более обширны. Топ-менеджер объявил, что компания выходит на розничный рынок нефтепродуктов Японии. По словам Богданчикова, «Роснефть» ведет переговоры с торгово-инвестиционной корпорацией Marubeni о создании совместного предприятия по розничной реализации продуктов нефтепереработки.

«Мы считаем, что нам пора поставлять не только нефть, но и переходить к продаже нефтехимии и газохимии. Наша задача – выйти на розничные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона», – заявил глава «Роснефти», добавив, что без привлечения местных компаний сделать это невозможно.

В «Роснефти» «Газете.Ru» заявили, что президент озвучил лишь предварительные планы по выходу на рынок АТР. «В этом регионе мы пока никак не представлены, и особых переговоров на эту тему не ведется», – сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов.

В российском представительстве Marubeni получить комментарии не удалось.

Эксперты считают проект по созданию российско-японской компании вполне разумным. «"Роснефть" владеет Комсомольским НПЗ и может поставлять высококачественные нефтепродукты на японский рынок, – уверен аналитик компании "Интерфинтрейд" Ариф Зейналов. – Руководство вложило в развитие предприятия около $1 млрд, повысив тем самым глубину переработки нефти с 60% до более чем 90%».

«Комсомольский завод постоянно увеличивает мощность, к концу года ее повысят с 5,5 млн тонн в год до 6 млн тонн, а к концу 2006 года – до 7 млн тонн, – подтверждает аналитик МДМ-банка Андрей Громадин. – Ранее продукция завода предназначалась для внутреннего рынка, но увеличение мощности и повышение качества выпускаемой продукции говорят о переориентации на внешние рынки».

Другие российские нефтяные компании не смогут составить конкуренцию «Роснефти» на рынке АТР, считают аналитики. «Кроме Комсомольского НПЗ в регионе работает Хабаровский НПЗ, но его мощность вряд ли достигает 1 млн тонн в год», – говорит Андрей Громадин.

Выход «Роснефти» на рынок нефтепродуктов АТР эксперты оценивают позитивно. «В этом регионе находятся два крупнейших импортера нефти – Япония и Китай. Сильно растет спрос в Индии, – рассказывает Громадин. – Потенциал у рынка очень большой, но пока Россия на нем практически не представлена. Планы "Роснефти" могут изменить текущую ситуацию».

Но выход на рынок АТР может быть сопряжен с рядом трудностей. «У "Роснефти" нет должного опыта работы, реализация нефтепродуктов не совсем ее сфера деятельности, – рассуждает Ариф Зейналов. – К тому же в кадрах компании нет подходящего человека.

Так что решение о привлечении локального дилера вполне разумно. Аналогичным образом поступила компания "ЛУКойл" при создании внешней розничной сети, она привлекала сторонних партнеров».

Газета.RU