11.11.2005

Квоты сработали. Kонтрактное производство сигарет в Белоруссии готовится начать Philip Morris



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Вслед за Japan Tobacco International (JTI) и British American Tobacco (BAT) контрактное производство сигарет в Белоруссии готовится начать и Philip Morris (PM).
Причина интереса транснациональных корпораций к переносу производства в Белоруссию в жестком ограничении импорта - ежегодная квота на ввоз сигарет в страну составляет всего 1,5 млрд штук при общем объеме рынка в 20 млрд. Такая ситуация даже примирила рыночных оппонентов - PM ведет переговоры о размещении производства на фабрике "Неман", где с середины этого года BAT производит сигареты Alliance.
О том, что PM ведет переговоры об организации лицензионного производства сигарет собственных брэндов на мощностях одной из белорусских фабрик, на рынке знают давно. Однако в минувший вторник гендиректор фабрики "Неман" Юрий Чернышев сообщил, что PM ведет переговоры именно с его компанией. "PM рассматривает возможность установки на предприятии собственного оборудования, такое намерение было высказано представителями компании в ходе недавно состоявшихся переговоров",- заявил Чернышев. В представительстве PM по России и Белоруссии не подтверждают, но и не опровергают эту информацию. Однако высокопоставленный сотрудник Белгоспищепрома (госструктура, владеющая "Неманом") вчера подтвердил "Бизнесу" факт ведения переговоров с PM.
По мнению гендиректора "Натурального табака" Александра Пантеровского, PM может начать производство недорогих брэндов - "Оптима", "Союз-Аполлон", Next, Bond или L&M.
PM может стать уже третьим транснациональным производителем, который начнет производить сигареты в Белоруссии. JTI уже несколько лет производит Magna и Monte Carlo на минской фабрике "Табакинвест" (с октября этого года к ним добавился Winston).
А с июля 2005 года BAT начал выпускать на том же "Немане" сигареты Alliance.
Представителей BAT переговоры их ближайшего конкурента с "Неманом" не смущают. "Мы спокойно относимся к любым переговорам на рынке. Когда они приведут к каким-либо результатам, будем их оценивать",- говорит директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Владимир Аксенов. По словам представителя Белгоспищепрома, при заключении договора с "Неманом" BAT "не высказывал никакой принципиальной позиции по поводу возможного сотрудничества фабрикис кем-либо из конкурентов": "Более того - в BAT знали, что ведутся переговоры с PM, но никаких ультимативных заявлений по этому поводу не делали".
Эксперты рынка объясняют активный интерес табачников к контрактному производству в Белоруссии ограничениями импорта сигарет в эту страну.
С 1997 года Белоруссия проводит ежегодные тендеры среди иностранных производителей на ввоз сигарет. В 2001 году совет министров страны запретил ввоз сигарет без фильтра и сигарет стоимостью ниже 26 центов за пачку, а ввоз остальных ограничил 1,5 млрд штук в год. Эти объемы сохранялись до 2005 года, однако в этом году угроза дефицита сигарет в стране вынудила белорусских чиновников трижды последовательно пересмотреть объем квоты, увеличив ее в итоге до 3,07 млрд. Однако на 2006 год квота осталась прежней - 1,5 млрд сигарет.
Кроме того, две транснациональные компании столкнулись в этом году и с запретом на ввоз в Белоруссию отдельных марок: с июля по октябрь в страну не пускали West от Imperial Tobacco и L&M от PM.
"Соблюдать законодательства двух стран, которые порой требуют разные вещи, очень сложно. Поэтому гораздо экономичнее начать производить в Беларуси и следовать ее законам",- комментирует президент ассоциации табачных дистрибуторов "Грандтабак" Сергей Шелехов. При этом налаженное контрактное производство позволяет компании быстрее войти на рынок и не требует больших инвестиций, отмечает управляющий по связям с общественностью JTI Анатолий Верещагин.
В условиях, когда часть табачного ассортимента, в частности сегмент дешевле 26 центов, регулируется не рынком, а государством, удобнее размещать производство по контракту, чем строить собственную фабрику, при этом минимизируя финансовые риски, соглашается Александр Пантеровский.
"Белорусский рынок (насчитывает порядка 20 млрд сигарет в год.- "Бизнес") не такой крупный по объему, чтобы иностранные производители открывали на нем собственные фабрики: тем более в Белоруссии уже есть несколько серьезных предприятий",- добавляет Владимир Аксенов.



Деловая газета "Бизнес"