11.11.2005

Петербургский порт уплыл на Кипр. Госпакет акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" достался структурам НЛМК



ЮЛИЯ КАРУЛИНА
ДМИТРИЙ СМИРНОВ
НИКОЛАЙ МИНАШИН
ИРИНА РУСАНОВА

Госпакет акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (МП СПб) достался структурам Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК).
"Русский алюминий" в последний момент от участия в аукционе отказался, чем, по мнению экспертов, мог заслужить благоприятные условия работы в порту.
48,79% акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" ушли с молотка менее чем за минуту.
Торгов как таковых не было: компания Chupit Limited лишь предложила начальную цену, а двое других участников аукциона Jysk Staalindustri и "Независимая транспортная компания" (НТК), похоже, даже и не собирались поддерживать торг. Так, Росимущество, владевшее 20% акций, и комитет по управлению госимуществом Санкт-Петербурга, которому принадлежало 28,79%, получат за объединенный пакет 802,5 млн руб.
По окончании аукциона представитель победившей компании отказался сообщить, от чьего имени действовала Chupit Limited. Он сообщил только, что эта структура зарегистрирована на Кипре. Jysk Staalindustri и НТК также воздержались от комментариев.
Вместе с тем, согласно официальным данным, представленным в информационной системе "Интерфакс-СПАРК", Chupit Limited является единственным учредителем компании ООО "Л плюс С райт", которой принадлежит 60% акций ООО НТК. Кроме того, Chupit по состоянию на конец второго квартала 2005 года принадлежали миноритарные пакеты в некоторых предприятиях группы НЛМК: "Доломит", "КМАруда" и "Стагдог". НТК, в свою очередь, представители которой также пришли на торги, принадлежит Новолипецкому металлургическому комбинату.
Jysk Staalindustri также аффилирована с НЛМК. И именно ей, зарегистрированной в Дании, уже принадлежит 50,01% акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", а также 51% акций Стивидорной лесной компании и по 81% в стивидорных компаниях - "Первой", "Второй" и "Четвертой", занимающихся в МП СПб перевалкой металлов, угля, удобрений и нефтепродуктов.
Таким образом, все три заявленных участника торгов действовали в интересах НЛМК.
А вот представители "Русского алюминия", заинтриговавшего рынок своей заявкой, на аукцион не явились. "Мы подписали договор задатка, получили документы ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", изучив которые, пришли к выводу, что этот актив нам неинтересен",- пояснила "Бизнесу" руководитель пресс-службы "Русала" Вера Курочкина. Впрочем, уже давно не секрет, что ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", по большому счету, представляет собой "пустышку". Согласно результатам проверки, которую провела Счетная палата в 2004 году, с середины 1990-х годов практически все основные функции портовой деятельности перешли от МП СПб стивидорным компаниям. При этом основной актив МП СПб - миноритарные пакеты в нескольких стивидорных компаниях.
"Выходит, что за ничего, по сути, не стоящий актив НЛМК заплатил государству и городу премию в размере 802,5 млн руб.",- говорит директор проектов ИАА SeaNews Алексей Безбородов. Начальник аналитического отдела "Prado Банкир и консультант" Дмитрий Баранов предположил, что полный контроль над портом НЛМК нужен для его модернизации, а потом и возможной продажи. "Русал" же, по мнению экспертов, на самом деле подал заявку для того, чтобы затем отказаться от участия в торгах и затем получить от НЛМК определенные преференции при работе в порту.
"Возможно, грузы "Русала" будут иметь в порту "зеленую улицу" и низкие тарифы",- предположил Дмитрий Баранов.
А аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова добавляет: "На порт Сантк-Петербурга приходится перевалка около четверти всего производимого компанией алюминия". В НЛМК отказались прокомментировать как эти предположения, так и торги по продаже госпакета в целом.




Деловая газета "Бизнес"