08.11.2005

Система "Биологически безопасно" предлагает ответственным производителям выйти из тени



Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ зарегистрировало Систему добровольной сертификации (СДС) "Биологически безопасно", разработанную Общенациональной ассоциацией генетической безопасности (ОАГБ). Эта негосударственная организация, созданная в марте 2004 года группой российских ученых, проводит лабораторные испытания продукции различных секторов продовольственного рынка на соответствие санитарным нормам.

В России до недавнего времени не существовало никаких установленных законом критериев оценки "чистоты" продуктов питания. Только 1 января 2005 года в России начал действовать ГОСТ "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования". Этот ГОСТ разрешил производителю маркировать свой продукт "без пестицидов" или "без консервантов" - но только при наличии подтверждения от Минсельхоза и Минздравсоцразвития. Однако ответственности за нарушение этого ГОСТа закон не предусматривает. Некоторые производители используют даже маркировку "экологически чистый продукт", которую ГОСТ запрещает открытым текстом.

Объем мирового рынка экологически чистых продуктов питания в 2004 году составил более $28 млрд. Мировой спрос на органику ежегодно увеличивается в среднем на 15 - 20%. В Европе и США экологически чистые продукты распространяются не только через супермаркеты, но и через специализированные торговые сети, например, американские Wild Oats Markets или Whole Foods Market. Потребительский спрос на безопасные продукты формируется и в России. По результатам исследования, проведенного Центром изучения общественного мнения КОМКОН, более половины российских потребителей, проживающих в городах с населением не менее 100 тысяч человек, заявили, что готовы покупать гарантированно экологически чистые продукты питания, даже в том случае, если они будут на 20-30 процентов дороже.

В ОАГБ считают, что СДС "Биологически безопасно", в рамках которой продукты будут проверяться на соответствие российским и европейским санитарным нормам, предоставит отечественным производителям экологически чистой продукции возможность "заявить о себе потребителю". "Для того, чтобы решиться участвовать в системе, производитель должен обладать определенной смелостью и быть абсолютно уверенным в качестве своей продукции", - говорит вице-президент ОАГБ по аграрному и промышленному производству Татьяна Кравцова. Успешно прошедший сертификацию производитель получает право маркировать свою продукцию голографическим знаком "Биологически безопасно".

Эксперты считают, что предприятия-участники разработанной ОАГБ системы получат серьезное маркетинговое преимущество, так как у потребителей, особенно в высокодоходных группах, существует своего рода отложенный спрос на экологически чистую продукцию. При этом каждый новый пищевой скандал будет только усиливать интерес к сертифицированной продукции. Пример тому - эпизод с обнаружением ртути в конфетах самарской фабрики "Россия" в прошлом году. Впрочем, ОАГБ заявляет, что возможности бесконтрольно использовать голографический знак для продвижения товара на рынке у производителей не будет: ассоциация намерена проводить постоянный мониторинг безопасности продукции предприятий, которые уже стали участниками СДС.