08.11.2005

Чей рейтинг точнее. Hекоторые из отечественных компаний попали в необычную ситуацию



ЮРИЙ ВЕРЕТЕННИКОВ

После того как агентство Moody's повысило рейтинги России и ряда отечественных компаний, некоторые из них попали в необычную ситуацию. Например, рейтинг Газпромбанка от Standard & Poor's (BB-) оказался на четыре ступени ниже, чем от Moody's (Baa2), а у "Роснефти" разрыв в рейтингах достиг целых семи ступеней. Аналитики не смогли вспомнить подобных примеров в других странах, а представители агентств говорят, что ситуация типична для развивающихся рынков.
Агентство Moody's 26 октября повысило суверенный рейтинг России c уровня Baa3 до Baa2.
Затем агентство пересмотрело в сторону повышения корпоративные рейтинги некоторых российских компаний и банков. В результате разница между оценками Moody's и двух других агентств "большой тройки" - S&P и Fitch- стала почти неприличной.
Наибольшего "различия" в оценках удостоилась "Роснефть", которая, подобно России, получила от Moody's рейтинг на одну ступень выше начального инвестиционного уровня (Baa2). Но оценка компании по шкале S&P (B-) остается на шесть ступеней ниже инвестрейтинга. Среди банков наибольший дисбаланс - у Газпромбанка. Moody's оценило его кредитоспособность на уровне России, а S&P - на четыре ступени ниже (BB-). У Росбанка и Промстройбанка разница в оценках Moody's и S&P - три ступени.
В самих агентствах такой разброс оценок объясняют "особенностями" каждой компании и рынков в целом, а также различиями в применяемых методиках. Вице-президент - старший аналитик Moody's Жоэль Бисмут говорит, что Moody's, например, в отличие от других агентств придает большое значение возможности поддержки эмитента со стороны материнской компании или государства.
Аналитик парижского офиса S&P Екатерина Трофимова говорит, что такие различия в рейтингах типичны для развивающихся рынков: "Там меньше прозрачности и больше волатильность рынка, а агентствам чаще приходится работать с конфиденциальными данными". Расхождения редко встречаются в США или Западной Европе, согласен директор энергетической группы Fitch Ratings Джефри Вудраф.
Впрочем, некоторые представители агентств соглашаются, что ситуация не совсем обычна. Бисмут и Трофимова не смогли привести похожих примеров расхождения оценок. "Большая разница в рейтингах должна смущать и немножко путать инвесторов",- признается Бисмут.
Впрочем, самих эмитентов такое положение дел не беспокоит. "Разница в уровне рейтингов не мешает нашему общению с инвесторами и контрагентами",- заявили "Бизнесу" в Росбанке. "Мы надеемся на адекватное восприятие инвесторами особенностей российского рейтингового пространства",- говорит начальник финансово-экономического департамента Газпромбанка Роман Абдулин. "Рейтинги - это дело агентств",- уверен представитель "Роснефти" Николай Манвелов.
Банкиры объясняют различие в рейтингах по-своему.
"Дисбаланс, в частности, вызван излишним консерватизмом агентства Standard & Poor's в отношении российской банковской системы и России в целом",- полагает Абдулин. "Команда S&P традиционно считает российскую банковскую систему рисковой, а надзор слабым и принципиально не хочет отказываться от этой позиции",- добавляет представитель другого банка.
Аналитик инвестиционного банка "Траст" Михаил Галкин отмечает, что консерватизм S&P может быть связан с тем, что эта компания первой из "большой тройки" открыла большой офис в России. "Находясь непосредственно в стране, человек склонен более остро воспринимать местные риски,- отмечает он.- Все помнят, сколь тяжелое впечатление на S&P произвело "дело ЮКОСа", аналитики Moody's в Нью-Йорке, Лондоне и на Кипре воспринимали все более спокойно".
"С развитием российского финансового рынка различия в рейтингах, скорее всего, будут сглаживаться",- говорит Трофимова из S&P. "Раньше трудно было встретить российских заемщиков, имеющих рейтинг, а теперь возникают вопросы, почему в рейтингах встречаются значительные разрывы. Это хороший знак",- полагает она.

Деловая газета "Бизнес"