08.11.2005

Номерное вино. Вино и традиции виноделия - основной стратегический ресурс бедной на полезные ископаемые Грузии



АНДРЕЙ ДЕРНЯТИН

8 ноября 1950 года Иосиф Сталин приказал выпускать грузинские вина под общей маркой "Грузинские вина" с присвоением каждому типу соответствующего номера. Открывало этот список цинандали, переименованное в "Грузинское вино №1 белое". Хотя через три года винам вернули их исторические названия, это стало только первым из испытаний, которым подверглось грузинское виноделие и которые длятся до сих пор.
Вино и традиции виноделия - основной стратегический ресурс бедной на полезные ископаемые Грузии.
Виноделие в этой стране возникло еще в IV веке до нашей эры, и многие традиции грузины пытаются сохранить и сегодня. Истинный расцвет отрасли пришелся на советское время: до революции грузинские вина экспортировались в очень ограниченных количествах. Сталин повелел не только пронумеровать вина, но и существенно ограничить количество марок (он решил, что советскому человеку вполне достаточно 30 марок вин, в то время как в Грузии только видов винограда было 138). Однако именно благодаря Сталину грузинские вина, пусть и в ограниченном ассортименте, стали продаваться в разных уголках СССР.
Грузинские вина быстро завоевали популярность как в СССР, так и за рубежом, они многократно завоевывали призы на международных выставках. Именно в советские времена начался выпуск таких популярных ныне марок, как "Киндзмараули" и "Ахашени".
Сильный удар по грузинскому виноделию нанесла антиалкогольная кампания, развернутая в 1980-х годах. Больше всего от нее пострадало крымское виноделие, однако и Грузия была вынуждена несколько уменьшить производство вин. Однако настоящие испытания ждали грузинское виноделие в 1990-х. Экономический кризис и непростая политическая ситуация привели к тому, что рынок уникальных грузинских вин стал постепенно ускользать из-под влияния грузинских виноделов. Широчайшее распространение дешевых и низкокачественных подделок, с одной стороны, вытесняло с рынка производителей настоящих вин, с другой стороны, подрывало доверие потребителей к знаменитым маркам. Теряя из-за подделок рынок, производители были вынуждены минимизировать объем посевов, а также отходить от древнихвинодельческих традиций. В результате россияне, давно привыкшие к качественным грузинским винам, перешли на польские ликеры, а грузинские виноделы разорялись. Дошло до того, что некоторые производители в отчаянии стали делать грузинское вино из низкокачественного азербайджанского винограда, что окончательно добивало репутацию некогда прославленных брэндов.
Некоторое улучшение ситуации произошло только в конце 1990-х годов, когда правительство Грузии нашло средства для поддержки погибающей отрасли.
Одновременно к грузинскому виноделию проявила интерес группа Pernod Ricard, которая приобрела винзавод и смогла внедрить на нем современные технологии. Постепенно грузинские вина возвращаются на завоеванные ими еще в советские времена позиции, хотя разговоры о том, что "ни в одном супермаркете Москвы вы не встретите настоящую хванчкару", будут ходить еще долго.

Деловая газета "Бизнес"