31.10.2005

Таможня в стиле модерн. ФТС и Минэкономразвития вынашивают грандиозные планы по модернизации таможенных пунктов



ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

С этой целью они предлагают создать специальную госструктуру. С таким предложением к премьеру Михаилу Фрадкову в пятницу обратился глава ФТС Александр Жерихов. В качестве госструктуры, которой будет поручена модернизация, чиновники пока рассматривают два варианта: либо унитарное предприятие РОСТЭК, либо федеральное агентство при МЭРТ, которое еще только предстоит создать.
"Границу необходимо обустраивать, создавая цивилизованные условия для прохождения товаров. Например, организовать постоянные стоянки за пределами таможенного контроля, чтобы участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) мог подготовиться к досмотру. Это сократило бы очереди на границе",- заявил глава ФТС. По его словам, сейчас лишь 47 пунктов пропуска из 317 соответствуют современным требованиям. Для модернизации таможен Жерихов предложил либо создать при МЭРТ новое федеральное агентство, которое бы отвечало за развитие и эксплуатацию пограничной инфраструктуры, либо передать эти функции главному государственному таможенному брокеру - РОСТЭК. "Герман Оскарович и Михаил Ефимович могут внести в правительство соответствующие предложения",- обратился Александр Жерихов к приехавшим проинспектировать работу ФТС премьеру и главе МЭРТ Герману Грефу. Правда, Михаила Фрадкова такое предложение не особенно вдохновило. Гораздо больше его заинтересовал вопрос взимания таможенных платежей и определения стоимости товаров. Чтобы удостовериться в том, что таможенники правильно рассчитывают стоимость грузов и взимают таможенные платежи, премьер попросил продемонстрировать ему какую-нибудь грузовую таможенную декларацию. "Пожалуйста, декларацию, которая поступила именно в центральное таможенное управление, там много всего скрытного",- попросил Фрадков таможенников. В ответ начальник главного управления информационных технологий ФТС Леонид Ухлинов вывел на экран монитора несколько деклараций на растаможку ввозимых мобильныхтелефонов. "Давайте поделим фактическую стоимость всей партии на количество ввезенных телефонов",- предложил премьер, однако полученный результат ошарашил всех свидетелей этого действа. Задекларированные по цене $274 за штуку телефоны по расчетам премьера должны были стоить всего $50, соответственно и таможенная пошлина должна была быть в несколько раз ниже заявленной. "Что-то тут не стыкуется",- опешил глава правительства. Представители ФТС не растерялись и тут же его поправили, указав, что вместо количества телефонов премьер поделил на указанный в декларации код товарной номенклатуры ВЭД. "Ладно, подготовьте мне справку об изменениях таможенной стоимости",- сменил тему Михаил Фрадков, обратившись к руководству ФТС. На вопрос "За какой период?" последовал ответ: "А за какой хотите, лишь бы интересно было". Сопровождавший Фрадкова Греф проявил куда больше внимания к идее создания специализированной структуры для модернизации приграничной инфраструктуры. При этом он выказал предпочтение не специальному агентству, которое еще даже не создано, а РОСТЭК. "Правда, для реализации этих целей РОСТЭК надо будет лишить коммерческих функций",- отметил при этом Греф. Позицию Грефа поддержали и опрошенные "Бизнесом" эксперты. "Возложение указанных функций на РОСТЭК может быть достаточно эффективным, так как для него это знакомая сфера: у РОСТЭК уже есть опыт работы по обустройству приграничной инфраструктуры. Однако результативность может быть обеспечена только при условии жесткого контроля исполнительной власти над ходом работ",- считает гендиректор "Группы Тарго" Татьяна Круглова. "У РОСТЭК есть филиалы, наработанные механизмы. Создавать агентство бессмысленно, так как сразу же встанет вопрос кадрового обеспечения - те же люди из РОСТЭК перейдут в новую структуру",- говорит ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов. В то же время возложение дополнительных обязанностей на РОСТЭК потребует серьезного финансирования, так как "строительство новых складов и стоянок - очень затратное мероприятие", напоминает Глыздов.



Деловая газета "Бизнес"