21.10.2005

Как экспансия немецких операторов изменит российский туристический рынок?



Вчера туроператор TUI Mostravel Russia (совместное предприятие крупнейшей европейской туристической компании TUI AG и российской "Мострэвел") получил опцион на покупку 51% акций крупного петербургского туроператора "Ривьера". Предполагается, что сделка по приобретению контрольного пакета акций петербургского туроператора состоится в течение ближайших четырех лет. В сообщении отмечается, что Mostravel Russia и "Ривьера" официально объявили о стратегическом партнерстве, согласно которому петербургский туроператор будет продвигать продукты "Мострэвел" в российских регионах.

Компании до 2008 года планируют совместно открыть четыре филиала: в Ростове, Самаре, Казани и Уфе.

В начале недели аналогичное соглашение заключили ITourS, московская "дочка" третьего в Германии оператора LTU, и столичная компания "Туральянс" (владелец сети "Куда.ru"). "Туральянс" перестанет продавать собственные туры, сосредоточившись на развитии розничной сети и продвижении в ней пакетов LTU.

А немецкая Olympia Reisen самостоятельно открывает дочерние предприятия в Сибири, куда собирается возить туристов из Германии. Похоже, речь идет о начале масштабной экспансии европейских туристических концернов в Россию.

Что изменит приход крупных германских операторов на российском рынке?
Светлана Куркович, директор по маркетингу компании "Инна тур":

- Все эти компании имеют амбициозные планы по завоеванию рынка массовых направлений - Турция, Египет, Таиланд. В ближайшее время ожидается передел этого рынка. Он уже начинается: к примеру, в рейтингах Mostravel уже теснит конкурентов. В то же время в других сегментах рынка серьезных изменений пока не предвидится.

Сергей Тушевский, экс-владелец сети "Путевочка":

- Интерес Германии, где сконцентрированы ведущие игроки на туристическом рынке, объясняется возросшей конкуренцией. Немцы не хотят упускать свою долю российского туристического рынка, который прибавляет по 6-7% в год. Но иностранцев на этом пути ждет много подводных камней.

В России туристический бизнес до сих пор ведется "в серую", а они привыкли к прозрачному бизнесу. Не случайно TUI делает уже вторую попытку интегрироваться в российский бизнес - несколько лет назад они пытались открыть представительство в России и потерпели неудачу.

Скорее всего, экспансия иностранных туристических компаний в Россию только начинается. Сейчас российские туроператоры высокими темпами увеличивают свою капитализацию. В том числе и с перспективой продажи крупной европейской компании, как это делает "Туральянс".

А значит, эта волна экспансии не последняя.

Андрей Кузнецов, президент компании "Бюро Южный Крест":

- Российский рынок представляет серьезный интерес для зарубежных туроператоров, и их возможности несопоставимо велики по сравнению с возможностями российских операторов. Сегодня внедрение немецких операторов в российский рынок есть, но речь пока не идет об экспансии. Вряд ли немцы существенно улучшат сервис, но они смогут предложить другую палитру отелей.

Специфика российского рынка заключается в здоровой консервативности: клиент привыкает обслуживаться у одного агентства, а агентства чаще всего работают с определенными туроператорами. На то, чтобы это преодолеть, нужно время.

Андрей Озолинь, директор сети "Магазин горящих путевок":

- Крупные туристические компании в принципе вынашивают любые инвестиционные планы достаточно долго.

Они присматривались к российскому рынку не один год.

Это только кажется, что немецкие туроператоры вдруг стали проявлять на нашем рынке активность. Нынешняя волна активности - лишь внешнее проявление этой работы.

Сделка с ITS кажется мне не особенно значительной с точки зрения влияния на российский и мировой туристические рынки. А опционная сделка по покупке контрольного пакета акций "Ривьеры", напротив, серьезное событие. Это очень правильное решение: туристический рынок Санкт-Петербурга очень перспективен для TUI Mostravel Russia. Форма опциона же была выбрана потому, что TUI - консервативная компания, которая тщательно просчитывает риски.

Олег Ясюк, и. о. руководителя департамента по комплексному развитию курортов и туризма Краснодарского края:

- Мы приветствуем приход немецких туроператоров на российский рынок. Последние пять лет мы сотрудничаем с Германией, участвуем в местных выставках, где показываем свой турпродукт. По большей части это имиджевая реклама, тем не менее после каждой такой выставки находятся желающие посетить Краснодарский край. В основном это русские, сейчас живущие в Германии.

Если немецкие туроператоры будут развивать краснодарское направление, мы с удовольствием их поддержим.

Главное, чтобы они приняли наши правила игры: имели здесь свои представительства и платили в России налоги.

Андрей Головин, директор туроператора СНП:

- У российских туроператоров нет таких капиталов, какие есть у TUI. Сегодня все отечественные игроки рынка работают на пределе рентабельности. Немецкие операторы имеют значительно больше возможностей для демпинга: наш оператор может демпинговать не больше года, а TUI - все три. При этом в России антидемпинговое законодательство не работает.

Для потребителя ситуация изменится в худшую сторону: претензии к российскому оператору можно предъявить через российские суды, которые чаще всего находятся на стороне клиента. А судиться с TUI значительно проблематичнее, в том числе потому, что их уровень юридической поддержки несопоставим с нашим.

В Польше, Словакии и Чехии уже есть отрицательный опыт прихода крупных зарубежных игроков. Там крупных национальных операторов нет и не будет, их подавили Thomas Cook и TUI. В то же время в Германии и Египте доступ иностранцев к туристической отрасли ограничен законодательно.

Андрис Калниньш, гендиректор компании "Мондо турс":

- Приход немецких компаний на российский туристический рынок - это, в сущности, блеф.

К примеру, "Ривьера" имеет широкую сеть в Санкт-Петербурге и регионах, но не более того. И она может быть интересна западной компании лишь как проводник на наш рынок. Иностранные компании не могут самостоятельно работать на российском, пока еще диком рынке, поэтому они и создают альянсы с юридическими лицами в России, которые имеют определенные активы - офисы в регионах.

Деловая газета "Бизнес"