19.10.2005

Owens-Illinois пошла на Восток через ОСТ. Один из крупнейших мировых производителей стеклотары Owens-Illinois вышел на российский рынок



ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Американская компания приобрела 19% стекольного завода группы ОСТ, получив опцион на выкуп контрольного пакета. Эксперты отмечают, что российский рынок привлекает западных производителей короткими сроками окупаемости инвестиций.
Вчера группа ОСТ объявила о продаже Owens-Illinois 19% акций дочернего предприятия по производству стеклотары "ОСТ-тара". Также американская компания получила несколько опционов на приобретение контрольного пакета "ОСТ-тары" в течение двух лет. "Продажа пакета акций является одним из этапов привлечения стратегических партнеров в предприятия непрофильного бизнеса",- заявила гендиректор ОСТ Елена Сорокина. Представитель OwensIllinois подтвердил эту информацию, но от дальнейших комментариев отказался.
Сумму сделки стороны не раскрывают. Начальник отдела стандартов и испытаний Государственного института стекла (ГИС) Александр Чесноков оценил стоимость пакета в $20 млн. При этом группа ОСТ предусмотрительно застраховала и другие свои интересы. "Одновременно "ОСТ-тара" заключила с нами контракт на поставку тары на пять лет с возможностью дальнейшей пролонгации,- уточнила начальник отдела по связям с общественностью группы ОСТ Юлия Исаева.- Ну а OwensIllinois со своей стороны взяла на себя обязательства по техническому дооснащению "ОСТ-тары"". Стоит отметить, что, помимо ОСТ, собственным производством тары располагают сейчас только два участника российского алкогольного рынка: "Исток" установил в Северной Осетии три линии по производству бутылок, а "Веда" владеет заводом в Ленинградской области.
Участники алкогольного рынка считают действия группы ОСТ обоснованными.
"Держать целый завод только для собственного производства невыгодно,- рассуждает заместитель генерального директора "Истока" Алексей Семин.- Любой завод обеспечивает выгодный уровень цен при хороших объемах, а если объемы падают, держать его невыгодно". Другой участник рынка в связи с этим отмечает, что "Веда", продавая тару сторонним покупателям, устанавливает более высокие цены, чем профильныекомпании.
"Профессиональные производители тары следят за развитием отрасли, модернизируют производство. А уделять должное внимание этому направлению, имея основной бизнес в алкогольной отрасли, непросто",- соглашается вице-президент "Русского алкоголя" Вадим Касьянов.
Решение Owens-Illinois также весьма просчитываемо: мировые лидеры по производству стекла активно выходят на российский рынок. Так, в мае 2004 года главный конкурент Owens-Illinois компания Saint-Gobain приобрела 85% акций ОАО "Стекловолокно" в Гусь-Хрустальном, а в конце сентября этого года увеличила долю в компании "Кавминстекло" с 9% до 60%. "OwensIllinois и Saint-Gobain - как BAT и Philip Morris на сигаретном рынке, всегда наступают друг другу на пятки",- комментирует один из участников рынка. Эксперты объясняют интерес западных компаний к российскому рынку стекла короткими сроками окупаемости вложений. "В России инвестиции окупаются в два раза быстрее, чем на Западе,- за четыре-пять лет",- утверждает исполнительный директор новочеркасского завода "Актис" (мощностью 110 млн бутылок в год) Наталья Бибикова.
Александр Чесноков отмечает также, что "Owens-Illinois получила не только готовое производство, но и клиентскую базу "ОСТ-тары", что создает основу для дальнейшей экспансии на российский рынок".
В дальнейшем, по его мнению, Owens-Illinois может построить собственный завод в России. В качестве примера Чесноков приводит действия бельгийской компании Glaverbel (производителя листового стекла), которая в 1997 году купила пакет Борского стекольного завода, а в сентябре 2005-го достроила собственную фабрику в Клину.

Деловая газета "Бизнес"