10.10.2005

Папа, кто эти люди? Российский рынок СМИ в этом году оказался оккупирован странными персонажами



ЮРИЙ ХНЫЧКИН

Российский рынок СМИ в этом году оказался оккупирован странными персонажами, с непонятным сладострастием предающимся упражнениям с покупкой некогда великих, но теперь лежащих в руинах печатных брэндов. К широко известным в узких кругах металлургам, которым журналистская молва приписывает желание купить все, что на этом рынке только шевелится, к питерским связистам и к супруге недоолигарха, уже совершившим наиболее громкие сделки 2005 года, в пятницу присоединился кавалер ордена Почетного легиона, израильский миллионер и консультант правительства Анголы Аркадий Гайдамак, купивший 100% "Московских новостей".

Может быть, нашествие новичков в издательский бизнес вызвано, например, лавинообразным ростом рекламного рынка? Рост есть, но характеризовать его как лавинообразный ни у кого язык не повернется.

А может, дело в приближающихся выборах, а неофиты по постсоветской традиции рассчитывают искупаться в золотых потоках предвыборного черного и других цветовых оттенков пиара? Но за единичными исключениями поменявшие владельцев газеты и журналы совершенно не годятся на роль коллективных пропагандистов и агитаторов в силу крошечных тиражей и отсутствия какой бы то ни было влиятельности. Еще один популярный некогда мотив - покупка СМИ ради имеющихся у него на балансе материальных активов (скажем, здания в центре) - тоже не работает. Такие зажиточные издания давно перевелись, поскольку их покупатели успешно претворили в жизнь свои бизнеспланы, согласно которым выпуск газет надлежало прекратить, а помещение редакции перепродать или пересдать.

У большинства покупок за душой кроме долгов ни черта нет.

Так к чему все эти фокусы с покупкой и перекупкой газетжурналов? Такой уж он, этот российский медиарынок, весь состоящий из иллюзий (как правило, утерянных) и амбиций (как правило, растущих).

Потерявший иллюзии - СМИ продает, а имеющий растущие амбиции- СМИ покупает. Более никакого разумного объяснения процессу круговорота собственности не существует, если только не заставить себя верить в наличие сатанинского плана по смене всех владельцев СМИ на абсолютно лояльных действующей власти.

Деловая газета "Бизнес"